Владимир Ардаев, обозреватель РИА Новости
В последний день января президент Соединенных Штатов Дональд Трамп представил своего кандидата в Верховный суд страны. Им стал 49-летний Нил Горсач из Денвера (штат Колорадо), занимающий должность судьи апелляционного суда десятого округа США.
Если номинант будет утвержден сенатом, то Республиканская партия станет обладательницей не только президентского поста и большинства в обеих платах конгресса, но и получит преимущественное число голосов в высшем судебном органе государства.
Образцовый консерватор, однокурсник Обамы
Это подчеркнул Дональд Трамп, представляя Горсача: по словам президента, он уважает законы и конституцию и "интерпретирует их так, как они написаны".
"Квалификация судьи Горсача не вызывает сомнений", — заявил Трамп.
Сам Горсач убежден, что главными качествами юриста должны быть беспристрастность, независимость, коллегиальность и смелость. Он заявляет, что партийная ориентация судьи не должна отражаться на отправлении им правосудия, что лично он готов работать с представителями любых партий.
Журнал Politico напоминает, что в Гарвардской школе права, где он в 1991 году получил ученую степень доктора юриспруденции, Ник Горсач учился вместе с экс-президентом Бараком Обамой.
Если Горсач успешно пройдет процедуру утверждения в сенате, то станет самым молодым судьей Верховного суда США. Старейшине высшего органа судебной власти Америки, Рут Бейдер Гинзбург, скоро исполняется 84 года, а самой молодой на сегодняшний день судье Елене Каган — 57 лет. Обе они были выдвинуты Демократической партией.
Зачем нужно большинство
Назначение "своего" номинанта-республиканца на вакантную должность в Верховный суд может стать одним из наиболее важных решений для президентства Трампа, учитывая ту значительную роль, которую суд играет в законодательном процессе и общественной жизни.
Верховный суд США — высшая судебная инстанция страны и единственный федеральный судебный орган, предусмотренный непосредственно Конституцией США. С 1903 года он наделен правом оценивать соответствие законодательных актов основному закону — то есть, по сути, совместил в себе функции Верховного и Конституционного судов. Таким образом, Верховный суд может приостанавливать действие американских законов, объявляя их недействительными с момента принятия.
В уголовном и гражданском судопроизводстве Верховный суд чаще всего выступает в качестве апелляционной инстанции, но может рассматривать дела и в первой инстанции — как правило, это иски между штатами, дела, в которых одной из сторон являются дипломаты иностранных государств, а также некоторые другие.
Возглавляет Верховный суд председатель, чья должность по конституции называется "Главный судья США". Согласно основному закону, он является третьим федеральным должностным лицом в государстве — после президента и вице-президента. Сегодня этот пост занимает 62-летний Джон Робертс.
Хотя в конституции не оговорен численный состав Верховного суда, но, согласно устоявшейся с 1869 года практике, он состоит из девяти судей. Все решения выносятся общим составом суда путем голосования. Именно по этой причине обе ведущие американские политические партии всегда стремятся к тому, чтобы число номинированных ими судей составляло большинство — это снижает вероятность приостановки проведенных ими в конгрессе законов и отмены исполнительных указов президента.
Верховный суд США нередко ставит точку в спорах, волнующих общество. Так, за последние два года он узаконил однополые браки, поддержал ключевые аспекты вызвавшей споры реформы здравоохранения Obamacare, которую пообещал отменить Трамп, а также позволил штатам опротестовать исполнительные указы Барака Обамы по легализации миллионов нелегальных мигрантов.
В то же время борьба за обладание большинством в Верховном суде весьма затруднена, потому что судьи назначаются пожизненно, для них действует принцип несменяемости. Покинуть пост судья может только по собственной воле в связи с уходом на пенсию или на другую работу либо в результате специальной процедуры импичмента, которой он может подвергнуться за совершенное им преступление.
По статистике, новый судья Верховного суда США назначается каждые 22 месяца.
В феврале 2016 года в возрасте 79 лет ушел из жизни судья Верховного суда США Антонин Скалиа, и с тех пор суд действует в составе восьми человек, из которых четверо были выдвинуты республиканцами, а четверо — демократами. В том же году президент Барак Обама попытался провести на вакантную должность своего номинанта Меррика Гарланда, но республиканское большинство в сенате заблокировало слушания по его кандидатуре, отложив вопрос назначения недостающего судьи до окончания президентских выборов.
Затянуть удастся, заблокировать — нет
Демократическое меньшинство в Конгрессе США восприняло кандидатуру Нила Горсача в штыки. Как сообщает CNN, лидер демократов в Палате представителей Нэнси Пелоси назвала инициативу Трампа по выдвижению Горсача "скверным решением" и посетовала на то, что приходится пожинать плоды состоявшихся в ноябре прошлого года президентских выборов.
Ее коллега в сенате Чак Шумер тоже выразил "очень серьезные сомнения" в соответствии Горсача требованиям, предъявляемым к членам Верховного суда.
Недовольство демократов понятно, но оно не может иметь никаких последствий, убежден директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. Для утверждения судьи Верховного суда требуется простое большинство голосов (более 50 из 100), которое есть у республиканцев.
Демократы могут прибегнуть к так называемой "флибустьерской" тактике затягивания слушаний, когда один сенатор подолгу выступает за другим, но это способно лишь отложить момент принятия решения, но не повлиять на само решение. Правда, преодолеть "флибустьеров" и прекратить прения республиканцы не в состоянии — для этого им необходимо 60% голосов, которых у них нет.
"После того как Горсач будет утвержден сенатом в качестве судьи Верховного суда, республиканцы де-факто получат полный контроль над всеми ветвями власти. Причем он будет распространяться не только на федеральную власть — Белый дом, обе палаты конгресса и Верховный суд. Уже сейчас им подконтрольны две трети губернаторов и составов законодательных собраний штатов. Таким образом, сопротивление политике республиканского большинства переместится на уровень ряда крупных штатов и муниципалитетов, возглавляемых демократами", — говорит Евгений Минченко.
Такие "очаги сопротивления" сегодня представляют, к примеру, мэр Нью-Йорка Билл де Блазио, губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо и мэр Чикаго Рам Эмануэль. Кроме того, оппозиционную республиканцам базу подпитывает университетская среда, а основными ее носителями являются участники массовых протестов против Дональда Трампа, не утихающих в США по сей день, поясняет политолог.
Демократы не представляют для Трампа существенной угрозы: гораздо более насущной необходимостью для него является поддержка "своих" республиканцев — в том числе в конгрессе, считает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
Республиканская партия сегодня серьезно расколота, и в ней образовалось мощное крыло, противостоящее политике Трампа. Однако сопротивление республиканцев не может продолжаться долго, считает аналитик.
"Выступая против политики действующего республиканского президента, его однопартийцы неминуемо начинают лить воду на мельницу своих политических противников-демократов, и они не могут это не понимать. Потому рано или поздно они просто вынуждены будут начать оказывать ему поддержку", — говорит Дмитрий Абзалов.
Точно так же обструкция со стороны демократов в конгрессе не может продолжаться бесконечно, поскольку это парализует всю государственную систему и ведет к ослаблению США, чего не могут не понимать конгрессмены, утверждает эксперт.
Действующая администрация США уже обвинила демократов в обструкции назначенцев Трампа. До сих пор ожидают утверждения 16 номинантов на посты глав крупных министерств и ведомств, уточнили в Белом доме. По подсчетам нынешней администрации, на том же этапе (на одиннадцатый день своего президентства) президент Барак Обама не провел через сенат лишь семь своих кандидатов, а президент Джордж Буш-младший — лишь четырех.