Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин сравнил с диверсией зарплаты сборщиков двигателей ракеты-носителя "Протон".
Еще 28 января вице-премьер заявил об отсутствии связи между аварией на грузовом корабле "Прогресс" в декабре и нарушениями, которые были обнаружены на Воронежском механическом заводе, где ранее состоялось совещание под руководством Дмитрий Рогозина и гендиректора Роскосмоса Игоря Комарова. По итогам совещания Рогозин потребовал провести внутреннее отраслевое расследование ситуации с двигателями "Протона-М". Правительство взяло под контроль расследование Роскосмоса.
Для преодоления криза Воронежский механический завод передают из состава ГКНПЦ им. М.В. Хруничева под управление научно-производственного объединения "Энергомаш".
Если авария "Прогресса" не связана с выявленными на ВМЗ нарушениями, чем она объясняется?
Российский лидер качества
Невольно возникает ассоциация с аналогичной аварией 2011 года и последующим заключением межведомственной комиссии по расследованию причин аварии: "Предположительно результатом аварийного выключения двигателя стало попадание постороннего предмета в тракт подачи горючего". Обтекаемые формулировки настораживают.
С 2008 года произошло несколько аварий российских ракет-носителей типа "Протон", которые во времена СССР считались одними из самых надежных в мире. По мнению Дмитрия Рогозина, у ракеты есть некая "конструктивная болезнь", диагностировать которую пока не удалось. Аварии бросили тень на репутацию Воронежского механического завода (ВМЗ), и все же однозначного заключения нет.
Воронежский механический завод — производственный комплекс с полным технологическим циклом создания и серийного производства жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), оборудования для различных отраслей промышленности.
Мне приходилось не раз бывать в 52-м цеху высокоточной механической обработки ВМЗ. Предприятие долго было эталоном качества в отрасли. В 2012 году ВМЗ стал победителем 3-го Всероссийского конкурса в области менеджмента качества (набрал 1460 баллов из 1500 возможных), завоевал диплом "Российский лидер качества" (в 2012 году ракетные двигатели воронежского изготовления обеспечили 28 успешных запусков космических ракет-носителей "Союз", "Протон", "Зенит" и других). И это была заслуга всего шеститысячного коллектива завода.
Ежегодно завод создавал 12 комплектов двигателей на сумму свыше трех миллиардов рублей, нормативная часть партии успешно проходила огневые испытания с превышением максимальных нагрузок. Здесь отрабатывались технология и конструкция камеры сгорания двигателя "Ангары", включая успешные наземные огневые испытания.
Приоритеты обновления
В систему качества на предприятии вкладывались миллиарды рублей. Приоритетные точки — современное металлорежущее, испытательное, металлургическое, сварочное и грузоподъемное оборудование.
Для подтверждения качества жидкостных ракетных двигателей на заводе впервые в практике российской ракетно-космической отрасли внедрили систему эндоскопирования (контроля чистоты внутренних полостей двигателя) и видеонаблюдения на особо ответственных участках (с архивированием). Автоматизированы формирование в электронном виде разрешающих документов, анализ дефектов по изделиям, подразделениям и причинам в режиме реального времени и ряд других технологических процессов.
ВМЗ участвует в выполнении Федеральной космической программы, государственного оборонного заказа и в коммерческих пусках. В свое время завод многое сделал для обороны страны: здесь первыми освоили "двигатели-утопленники", помещенные целиком (кроме части сопла) внутрь бака горючего — для уменьшения габаритов шахтных ("Сатана") и лодочных МБР.
Финансовые коллизии
И все же надо признать, что большая часть оборудования ВМЗ эксплуатируется свыше 20 лет, не имеет ЧПУ, требует особого внимания и кадров (по одному специалисту на каждый станок). Очевидные задачи на перспективу — дальнейшее обновление оборудования, переход на энергосберегающие технологии, привлечение молодых специалистов. И деньги играют здесь не последнюю роль. За последние пять лет — до 2017 года — ВМЗ должен был получить из федерального бюджета около 2,5 миллиарда рублей для обновления производства.
Новое оборудование ВМЗ отчасти решило проблему нехватки высококвалифицированных рабочих (станки делают несколько операций в автоматическом режиме). Воронежские технические вузы не могут предложить необходимое количество хорошо подготовленных и мотивированных молодых инженеров. Работа с подающими надежды студентами начинается с четвертого курса (некоторые начинают подрабатывать на ВМЗ). Сложнее всего заинтересовать специалистов материально. Зарплата молодого инженера — до 15 тысяч рублей в месяц.
Жилье для своих сотрудников ВМЗ больше не строит. Для федеральных государственных предприятий этот важнейший прежде стимул теперь под запретом. Отсюда текучесть кадров и технологическая лихорадка, характерные для всех предприятий космической отрасли, зеркалом которой можно условно назвать ВМЗ.
Уровень и ответственность специалистов космической "вертикали" — это основа основ. Производственные площадки останутся полупустыми и недостаточно эффективными, серийное производство придет в упадок, если не думать о постоянной модернизации производства и проблемах людей.
Двигатели лучше, а доходы меньше
Сегодня на орбите Земли — более 720 космических аппаратов США. Россия отстает. Размещение ПРО США в Европе — еще один тревожный звонок для нашей космической отрасли. На международном рынке Россия имеет 40% всех пусков, но производительность труда на ракетно-космических предприятиях США в девять раз выше, чем в России. И ситуация на рынке меняется не в нашу пользу. Без инноваций Россия может потерять рынок космических пусков.