Рейтинг@Mail.ru
Ракета или зарплата: почему падают "Протоны" - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ракета или зарплата: почему падают "Протоны"

© РИА Новости / Сергей Мамонтов | Перейти в медиабанкЗаместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин во время посещения ФГУП "Воронежский механический завод" в Воронеже
Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин во время посещения ФГУП Воронежский механический завод в Воронеже
Читать ria.ru в

Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"

Вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин сравнил с диверсией зарплаты сборщиков двигателей ракеты-носителя "Протон".

Ракета-носитель Протон-М. Архивное фото
Рогозин сравнил с диверсией зарплаты сборщиков двигателей "Протона"
Возвращаясь к проблемам Воронежского механического завода (ВМЗ), Дмитрий Рогозин отметил: "Если эти люди получают по 12-15 тысяч рублей в месяц, ждите беды… Диверсанты те, кто не платит".

Еще 28 января вице-премьер заявил об отсутствии связи между аварией на грузовом корабле "Прогресс" в декабре и нарушениями, которые были обнаружены на Воронежском механическом заводе, где ранее состоялось совещание под руководством Дмитрий Рогозина и гендиректора Роскосмоса Игоря Комарова. По итогам совещания Рогозин потребовал провести внутреннее отраслевое расследование ситуации с двигателями "Протона-М". Правительство взяло под контроль расследование Роскосмоса.

Ракета-носитель «Протон-М»
Характеристики ракеты-носителя "Протон-М"

Для преодоления криза Воронежский механический завод передают из состава ГКНПЦ им. М.В. Хруничева под управление научно-производственного объединения "Энергомаш".

Подготовка ТГК Прогресс МС-04 и ракеты-носителя Союз-У к пуску. Архивное фото
Работу аварийной комиссии по "Прогрессу" продлили до 28 декабря
Космический корабль "Прогресс МС-04" с 2,5 т груза на борту потерпел аварию вечером 1 декабря на высоте 190 км над безлюдной гористой местностью в Туве. Данные телеметрии подтвердили, что космический грузовик отделился от третьей ступени ракеты-носителя "Союз-У", полторы минуты передавал телеметрию. Раскрылись навигационные антенны, не успели раскрыться солнечные батареи. Аппарат вышел из штатного режима полета и через некоторое время разрушился.

Если авария "Прогресса" не связана с выявленными на ВМЗ нарушениями, чем она объясняется?

© РИА Новости / Сергей Мамонтов | Перейти в медиабанкЗаместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин во время выездного совещания в ходе посещения Воронежского механического завода в Воронеже
Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин во время выездного совещания в ходе посещения Воронежского механического завода в Воронеже

Российский лидер качества

Подготовка ТГК Прогресс МС-04 и ракеты-носителя Союз-У к пуску. Архивное фото
В Роскосмосе назвали причину крушения "Прогресса"
"Наиболее вероятной причиной" крушения Роскосмос 11 января назвал вскрытие бака "О" третьей ступени ракеты-носителя "Союз-У". Ранее опубликованные версии: нештатная работа двигателей третьей ступени, прогар камер сгорания, некачественная сборка или нештатная команда системы управления ракеты "Союз-У".

Невольно возникает ассоциация с аналогичной аварией 2011 года и последующим заключением межведомственной комиссии по расследованию причин аварии: "Предположительно результатом аварийного выключения двигателя стало попадание постороннего предмета в тракт подачи горючего". Обтекаемые формулировки настораживают.

С 2008 года произошло несколько аварий российских ракет-носителей типа "Протон", которые во времена СССР считались одними из самых надежных в мире. По мнению Дмитрия Рогозина, у ракеты есть некая "конструктивная болезнь", диагностировать которую пока не удалось. Аварии бросили тень на репутацию Воронежского механического завода (ВМЗ), и все же однозначного заключения нет.

Ракета-носитель Протон-М. Архивное фото
ФГУП "Космическая связь" не откажется от ракет-носителей "Протон"
Двигатель третьей ступени — самый надежный из тех, что делают на ВМЗ. ФГУП "Космическая связь", по словам гендиректора предприятия, не намерен отказываться от использования ракет-носителей "Протон". Возможно, тучи сгустились не по адресу?

Воронежский механический завод — производственный комплекс с полным технологическим циклом создания и серийного производства жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), оборудования для различных отраслей промышленности.

Мне приходилось не раз бывать в 52-м цеху высокоточной механической обработки ВМЗ. Предприятие долго было эталоном качества в отрасли. В 2012 году ВМЗ стал победителем 3-го Всероссийского конкурса в области менеджмента качества (набрал 1460 баллов из 1500 возможных), завоевал диплом "Российский лидер качества" (в 2012 году ракетные двигатели воронежского изготовления обеспечили 28 успешных запусков космических ракет-носителей "Союз", "Протон", "Зенит" и других). И это была заслуга всего шеститысячного коллектива завода.

Ежегодно завод создавал 12 комплектов двигателей на сумму свыше трех миллиардов рублей, нормативная часть партии успешно проходила огневые испытания с превышением максимальных нагрузок. Здесь отрабатывались технология и конструкция камеры сгорания двигателя "Ангары", включая успешные наземные огневые испытания.

© РИА Новости / Руслан Кривобок | Перейти в медиабанкМодели ракет "Ангара" в Государственном космическом научно-производственном центре (ГКНПЦ) имени Хруничева
Модели ракет Ангара в Государственном космическом научно-производственном центре (ГКНПЦ) имени Хруничева

Приоритеты обновления

В систему качества на предприятии вкладывались миллиарды рублей. Приоритетные точки — современное металлорежущее, испытательное, металлургическое, сварочное и грузоподъемное оборудование.

Для подтверждения качества жидкостных ракетных двигателей на заводе впервые в практике российской ракетно-космической отрасли внедрили систему эндоскопирования (контроля чистоты внутренних полостей двигателя) и видеонаблюдения на особо ответственных участках (с архивированием). Автоматизированы формирование в электронном виде разрешающих документов, анализ дефектов по изделиям, подразделениям и причинам в режиме реального времени и ряд других технологических процессов.

Генеральный директор Воронежское акционерное самолетостроительное Общество (ВАСО) Дмитрий Пришвин, заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин и президент ПАО ОАК Юрий Слюсарь во время посещения ВАСО в Воронеже
Рогозин не видит связи между аварией "Прогресса" и ситуацией на ВМЗ
Получено четыре патента по управлению качеством продукции. ВМЗ первым из филиалов ГКНПЦ им. М.В. Хруничева внедрил в производство автоматизированную систему управления MES и создал новый цех высокоточной механической обработки с применением современного оборудования. Приоритетом остаются высокотехнологичные жидкостные ракетные двигатели.

ВМЗ участвует в выполнении Федеральной космической программы, государственного оборонного заказа и в коммерческих пусках. В свое время завод многое сделал для обороны страны: здесь первыми освоили "двигатели-утопленники", помещенные целиком (кроме части сопла) внутрь бака горючего — для уменьшения габаритов шахтных ("Сатана") и лодочных МБР.

© РИА Новости / Сергей Мамонтов | Перейти в медиабанкФюзеляж самолета Ил-112В в цехе окончательной сборки ПАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" в Воронеже
Фюзеляж самолета Ил-112В в цехе окончательной сборки ПАО Воронежское акционерное самолетостроительное общество в Воронеже

Финансовые коллизии

И все же надо признать, что большая часть оборудования ВМЗ эксплуатируется свыше 20 лет, не имеет ЧПУ, требует особого внимания и кадров (по одному специалисту на каждый станок). Очевидные задачи на перспективу — дальнейшее обновление оборудования, переход на энергосберегающие технологии, привлечение молодых специалистов. И деньги играют здесь не последнюю роль. За последние пять лет — до 2017 года — ВМЗ должен был получить из федерального бюджета около 2,5 миллиарда рублей для обновления производства.

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин посетил ВМЗ и ВАСО в Воронеже
Рогозин: России нужен единый холдинг по производству космических двигателей
Приобретение 30 современных высокоточных станков (каждый стоимостью около одного миллиона евро) позволило увеличить производительность труда производства "Спецтехника" в три раза. На этом участке работа оператора с зарплатой около 60 тысяч рублей в месяц привлекательна и для специалистов с высшим образованием.

Новое оборудование ВМЗ отчасти решило проблему нехватки высококвалифицированных рабочих (станки делают несколько операций в автоматическом режиме). Воронежские технические вузы не могут предложить необходимое количество хорошо подготовленных и мотивированных молодых инженеров. Работа с подающими надежды студентами начинается с четвертого курса (некоторые начинают подрабатывать на ВМЗ). Сложнее всего заинтересовать специалистов материально. Зарплата молодого инженера — до 15 тысяч рублей в месяц.

Жилье для своих сотрудников ВМЗ больше не строит. Для федеральных государственных предприятий этот важнейший прежде стимул теперь под запретом. Отсюда текучесть кадров и технологическая лихорадка, характерные для всех предприятий космической отрасли, зеркалом которой можно условно назвать ВМЗ.

Уровень и ответственность специалистов космической "вертикали" — это основа основ. Производственные площадки останутся полупустыми и недостаточно эффективными, серийное производство придет в упадок, если не думать о постоянной модернизации производства и проблемах людей.

Двигатели лучше, а доходы меньше

Ракета-носитель Протон-М. Архивное фото
Рогозин потребовал расследовать ситуацию с двигателями "Протона-М"
Как правило, на космических предприятиях работают лучшие специалисты. Наверное, поэтому "воронежская" система "Энергия — Буран" выводила на орбиту полезную нагрузку в 108 тонн, в три раза большую сравнительно с американским шаттлом "Колумбия" (при одинаковых энергозатратах). 12 апреля 1961 года первый космонавт планеты, Юрий Гагарин, поднялся на орбиту с помощью ракетного двигателя РД-0109 (третьей ступени), созданного воронежскими конструкторами, инженерами, техниками и рабочими.

Российские ракетные двигатели и сегодня лучшие в мире по энергетическим и массовым характеристикам,и надежности и технологичности. Вывод полезной нагрузки на околоземную или геостационарную орбиту американскими или французскими ракетоносителями — значительно дороже. Это важное экономическое преимущество.

Сегодня на орбите Земли — более 720 космических аппаратов США. Россия отстает. Размещение ПРО США в Европе — еще один тревожный звонок для нашей космической отрасли. На международном рынке Россия имеет 40% всех пусков, но производительность труда на ракетно-космических предприятиях США в девять раз выше, чем в России. И ситуация на рынке меняется не в нашу пользу. Без инноваций Россия может потерять рынок космических пусков.

© NASAСтарт американского шаттла "Колумбия"
Старт американского шаттла Колумбия

Пуск ракеты-носителя. Архивное фото
Рогозин: без инноваций Россия может потерять рынок космических пусков
Возможно, зарплаты в космической отрасли не самое главное в экономике страны, и сегодня основной доход государству приносит не экономическая активность большей части населения, а пара-тройка сырьевых монополий. Наверное, поэтому ВВП России с населением 146 миллионов человек уступает ВВП Австралии с населением 24 миллиона человек. И все же от "нефтяной иглы" к космическим прибылям один шаг. Для завоевания передовых позиций в космосе требуются системные изменения в организации и финансировании российской космической отрасли.

 

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала