Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Культура

Угадай кто: японский фотограф вставляет свое лицо в шедевры живописи

© предоставлено ГМИИ им. ПушкинаФотографии современного японского художника Ясумасы Моримуры
Фотографии современного японского художника Ясумасы Моримуры

Анна Михайлова, МИА "Россия сегодня"

На этой выставке все лица узнаваемы, потому что принадлежат одному человеку. Азиатский Ван Гог, Фрида Кало–мужчина, Дюрер с накладным носом — для Ясумасы Моримуры не преграда ни пол, ни возраст его персонажей. Японский фотограф работает в жанре апроприации, то есть присвоения. Результаты его 30-летних перевоплощений в известных мировых художников и героев их полотен показали на выставке Пушкинского музея "Ясумаса Моримура. История автопортрета".

© предоставлено ГМИИ им. ПушкинаФотографии современного японского художника Ясумасы Моримуры
Фотографии современного японского художника Ясумасы Моримуры

Картины Моримуры вызывают радость узнавания и мгновенное замешательство — персонажи буквально на одно лицо. В остальном эти фотографические работы удивительно точно имитируют оригиналы. Работы с автопортретами Рембрандта, серия, посвященная Фриде Кало — все это провоцирует зрителя на вопрос: "Как он это делает?" Ответ: ловкость рук и никакого фотошопа.

Капричос Гойи Сальвадора Дали. 1977 год
Два художника – один "диагноз": в Москве открылась выставка Гойи и Дали

Моримура сам и модель и фотограф, но для подготовки одного произведения ему иногда требуется до 30 помощников. Компьютер используется лишь при создании многофигурных композиций, когда на одном полотне он предстает сразу в нескольких образах. Все детали костюмов и грим делаются вручную.

"До того как мы начинаем заниматься подготовкой, у меня идет процесс вызревания идеи, и вот на него уходит колоссальное количество времени. Например, серия "Менины оживают ночью" по мотивам Веласкеса. Первоначальная идея у меня возникла в 1990 году, но тогда я не смог реализовать этот проект. Серия была закончена только в 2013-м. Таким образом, можно сказать, что на это произведение у меня ушло 23 года".

© предоставлено ГМИИ им. ПушкинаФотографии современного японского художника Ясумасы Моримуры
Фотографии современного японского художника Ясумасы Моримуры

Невооруженным глазом видно, как автор работает с гримом, чтобы наиболее точно воспроизвести выбранный образ. Ему удаются любые персонажи: будь то автопортреты немца Дюрера и мексиканки Фриды Кало или фотография лопоухого Кафки в детстве. У кого-то эта игра вызывает улыбку, а кто-то, присмотревшись, невольно вздрагивает.

"Слово "игра" придает какой-то облегченный оттенок тому, чем я занимаюсь, и выглядит это как веселое развлечение, но на самом деле играть по-настоящему — гораздо тяжелее, чем делать серьезную работу. Когда вы делаете какую-то серьезную работу, то в конечном итоге получаете какое-то экономическое воплощение этой своей работы. Однако, когда вы играете, к вам возвращается больше, чем вы вкладываете".

© предоставлено ГМИИ им. ПушкинаФотографии современного японского художника Ясумасы Моримуры
Фотографии современного японского художника Ясумасы Моримуры

При сходстве идеи, работы художника — это не просто репродукции знаменитых картин, в которые, как в детстве на пляже, можно засунуть голову и сделать забавную фотографию. Моримура позволяет себе фантазировать и додумывать за художников. Например, герои знаменитых "Менин" Веласкеса показаны не лицом к зрителю, как на оригинале, а сзади. Моримуре пришлось долго исследовать особенности испанского костюма XVII века, чтобы узнать, как они выглядели со спины.

"С тех времен, когда я был маленьким, я очень любил фантазировать. Любил придумывать истории, в которых сам был главным героем. А еще в детстве очень любил рисовать. Возможно, именно из этого сложения моей любви к рисованию и привычки фантазировать родился мой изобразительный стиль, который я называю "фотографический автопортрет на тему истории искусства"".

© предоставлено ГМИИ им. ПушкинаФотографии современного японского художника Ясумасы Моримуры
Фотографии современного японского художника Ясумасы Моримуры

За 30 лет работы в этом жанре художник научился не только "присваивать" лица своих героев, но и говорить за них. Рядом с 12 полотнами есть наушники, в которых звучат монологи, придуманные автором в процессе работы над произведениями.

Акция Я покажу тебе музей в ГМИИ им. Пушкина
#ЯПОКАЖУТЕБЕМУЗЕЙНа один день ГМИИ им. Пушкина отдают детям: они водят экскурсии, работают контролерами и смотрителями в залах. Анна Кочарова пообщалась со школьниками, которые не бояться учить взрослых, и с музейщиками, которые разрешают детям делать практически все.

"Эти истории, написанные в духе исповеди от лица Ван Гога или Рембрандта, являются моим собственным способом истолковать историю искусства и историю человечества по-новому. Все это, конечно, чистый вымысел, но именно поэтому я могу об этом свободно говорить. В этом состоит моя теория — теория истории искусства, отличная от традиционной, которая основана на фактах".

Впрочем, не все идеи поддаются реализации. Так, Моримура с подростковых лет восхищался Кандинским, Малевичем и другими русскими абстракционистами, но, к сожалению, пока не придумал способа превратить свое лицо в абстракцию. В свой первый визит в Москву он намерен вплотную заняться "исследованием на эту тему".

Популярные комментарии
Ну, такое... Использовать чужой труд ради продвижения своего "творчества". Лично я не вижу тут ничего оригинального, чем можно было бы восхищаться.
1 февраля 2017, 15:30
Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала