Владимир Ардаев, обозреватель РИА Новости
20 января 2017 года войдет в историю как день вступления в должность 45-го президента Соединенных Штатов Дональда Джона Трампа. Беспрецедентно скандальная избирательная кампания, в ходе которой республиканец одержал убедительную победу над демократкой Хиллари Клинтон, сменилась не менее скандальным процессом передачи власти.
Тысячи американцев выражали свое несогласие с итогами выборов, политологи и СМИ пророчили Трампу скорый импичмент, а уходящий глава Белого дома Барак Обама буквально до последнего дня издавал указы, призванные помешать новому президенту осуществить намеченные им изменения во внутренней и внешней политике администрации.
Трамп обещал многое. Перейти в диалоге с Россией от конфронтации к сотрудничеству, ужесточить политику в отношении Китая, перестать "кормить" НАТО и спонсировать европейскую безопасность. А еще выдворить из США всех незаконных иммигрантов и построить стену на границе с Мексикой, отменить реформу здравоохранения, известную как Obamacare, и снять запрет на разработку месторождений полезных ископаемых, чтобы создать новые рабочие места, поменять налоговую систему.
И вот время обещаний для него закончилось — наступило время действовать.
Как изменилась Америка в ходе президентских выборов? Насколько другой станет её внешняя и внутренняя политика с приходом новой администрации?
Своими оценками и прогнозами за "круглым столом" в Международном мультимедийном пресс-центре МИА "Россия сегодня" поделились ведущие эксперты в области российско-американских отношений из Российского совета по международным делам (РСМД).
Неуверенные американцы
Отшумевшая в конце минувшего года кампания по выборам президента США чем-то напомнила революцию. Американский политический класс оказался в разы менее уверенным в себе, чем представлялось ранее, считает член РСМД Дмитрий Тренин.
"Сама мысль о том, что хакерские атаки, которые на самом деле происходят постоянно, могут повлиять на волеизъявление американцев, подорвать самое святое, что есть в Соединенных Штатах — демократию, является революционным. Он говорит не только о неуверенности в себе тех, кто об этом заявляет, но и об их недоверии к американскому избирателю. Если единственная иностранная телекомпания (RT — Ред.) способна изменить волеизъявление миллионов людей, которые 240 лет живут в самой демократичной и стабильной стране в мире, то это, по меньшей мере, заслуживает серьезного осмысления", — говорит эксперт.
По его мнению, произошедшие во время выборов перемены будут продолжать влиять на ситуацию в стране. А это тревожно само по себе: вес и значение Соединенных Штатов в современном мире настолько существенны, что нестабильность в США может серьезно повлиять на состояние глобальной безопасности.
При этом Тренин скептически оценивает возможность вынесения импичмента Трампу, поскольку в этом случае политический кризис в стране может принять гораздо более острый характер.
С новой командой будет и легче, и труднее
Демократы отличаются от республиканцев тем, что если первые хотят осчастливить весь мир и ради этого готовы пойти на любые жертвы, то вторые хотят осчастливить США за счет всего остального мира. Так сформулировал разницу между ушедшей и пришедшей администрациями руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов.
Он считает, что с администрацией Трампа российскому руководству будет работать и легче, и труднее одновременно. Легче — там, где российские и американские интересы не будут противоречить друг другу. Но там, где речь пойдет о национальных интересах США, республиканцы будут стоять насмерть.
Примером того, где Россия способна выиграть, может стать ситуация с процессом разоружения. Недавнее заявление нового президента о возможности увязать отмену антироссийских санкций с ядерным разоружением ученый назвал "импровизацией" и "полетом фантазии". Что, тем не менее, весьма ярко иллюстрирует уровень компетентности новой администрации в некоторых международных вопросах.
"Реально будущее разоружения зависит, прежде всего, от нас, от России. Потому что, если внимательно присмотреться к тем, кого Трамп собирается назначить на ключевые посты, то мы увидим, что там никто ничего не понимает в этой области и никогда с ней не имели дела. Это означает, что будет какой-то период времени, когда Россия потенциально сможет взять инициативу в свои руки", — говорит Алексей Арбатов.
Таким образом, у России появится возможность выдвинуть пакет реалистических предложений по всем вопросам разоружения, которые в последнее время были яблоком раздора, и в значительной степени повлиять на формирование повестки дня будущего российско-американского диалога, считает эксперт.
Политика сделок
Дональд Трамп набирает принципиально иной состав правительства, чем те, которые существовали в последние два десятилетия, обращает внимание Дмитрий Тренин.
"Новая администрация — "люди дела". Будь то военного дела, или финансового. Но это не профессора, не эксперты, не люди, пришедшие из различных аналитических структур. Это люди, которые привыкли, как и сам Дональд Трамп, добиваться своего в результате сделок, совершаемых, как правило, с позиций силы. Это серьезные люди, всегда стремящиеся достичь своих целей, не очень готовые идти на компромиссы", — говорит аналитик.
Он также считает, что "это будет интересная команда, с которой, с одной стороны, будет работать нелегко, а с другой — проще, поскольку в своих делах эти люди руководствуются не идеологией и не ценностными ориентирами, а простой концепцией интересов".
Гипотетические примеры возможных сделок привел Алексей Арбатов. Скажем, чтобы прекратить давний и давно ставший бесперспективным спор о российском участии в событиях а Донбассе, США могут предложить перекрыть российскую границу с Донецкой и Луганской областями международными наблюдателями.
Если они убедятся, что никакого движения военных грузов и воинских подразделений через не производится, то это может снять все вопросы к Москве, и проблема выполнения минских соглашений отпадет сама собой. А дальше может последовать и отмена международных санкций против России.
Таким же — опять же, гипотетически — может быть и подход к сирийской проблеме. России, Турции и Ирану Америка может предложить продолжить боевые действия, но под командованием западной коалиции. При этом в случае отказа позиция Вашингтона может быть гораздо более жесткой, чем во времена администрации Обамы.
Развалится ли НАТО?
Хотя Дональд Трамп и назвал НАТО "устаревшей организацией", разрушения Североатлантического альянса, скорее всего, всё же не произойдет, убежден председатель Совета ПИР-центра, генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский. И не только потому, что Трамп в скором времени будет вынужден скорректировать свою позицию по этому вопросу, но и потому, что правительства европейских государств не могут не отреагировать на его заявление.
"Я абсолютно убежден, что европейцы этот сигнал восприняли серьезно. Первой была Ангела Меркель, которая заявила, что Германия поднимет расходы на свою оборону до 2% от ВВП, как того требует НАТО. Никуда они не денутся — Трамп заставит их платить, потому что нынешнее положение, когда порядка 70% бюджета альянса оплачивают США, ему, как бизнесмену и человеку, который умеет считать деньги, наверняка это не нравится. Американцы по-прежнему сохранят свое лидерство в НАТО, но заставят союзников больше платить за содержание и развитие этой организации", — прогнозирует эксперт.
Впрочем, если исходить из того, что администрация Трампа займет в своей внешней политике более прагматичную позицию, чем предыдущая команда, в том числе, и в отношении России, то это может повлиять на сам стиль поведения ряда европейских стран. Во всяком случае, лидерам Восточной Европы придется поумерить свою обычную антироссийскую истерию, считает Евгений Бужинский.
Какой-либо передел зон влияния в Европе между Россией и США вряд ли возможен, считает Дмитрий Тренин. Об этом нет смысла беспокоиться ни восточноевропейским правительствам, ни даже Киеву — ситуация, при которой Украина "держится на плаву" благодаря финансовым вливаниям Запада, в принципе устраивает Россию, говорит политолог.