МОСКВА, 20 янв — РИА Новости. Единственной точкой соприкосновения официальных сирийских властей и оппозиционных вооруженных группировок на предстоящих переговорах в Астане может стать общая борьба с террористической группировкой "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ), считает доцент Института общественных наук РАНХиГС Сергей Демиденко.
"Я думаю, что они не будут договариваться о каком-то разделении сфер влияния в Сирии, я считаю, что единственный вопрос, по которому они могут хотя бы гипотетически договориться, это некие совместные действия против ИГ… Это единственная точка соприкосновения, где все векторы могут сойтись с определенной долей условности", — заявил Демиденко РИА Новости.
Он добавил, что даже эта возможность остается гипотетической, так как "многие группировки просто не хотят напрямую общаться с Башаром Асадом и с его представителями".
По мнению Демиденко, "других точек соприкосновения никаких пока не видно", так как большинство группировок вообще не приемлют сохранения у власти президента Сирии, а Асад, добившись определенных военных успехов, вряд ли пойдет на уступки на переговорах.
"Этих организаций море, какие-то более умеренные, какие-то менее умеренные, у каких-то одни требования, у других – другие, одни говорят — будем строить исламское государство, другие говорят – будем строить демократическое государство, у некоторых позиции вообще толком не сформулированы, поэтому возможности договориться до чего-то конструктивного, кроме совместной борьбы с ИГ, я,честно говоря, не вижу", — продолжил эксперт.
Рано для Женевы
Собеседник агентства отметил, что межсирийские переговоры в Женеве в том формате, который предлагает спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура, проводить пока рано, так как нет четкого понимания позиций и требований сторон.
Он отметил, что перед проведением встречи в Женеве необходимо провести еще несколько раундов переговоров в формате, подобном тому, что сейчас готовится в Астане.
"Скорее всего, эта встреча в Астане является подготовительным этапом к чему-то более масштабному, потому что для проведения масштабных переговоров нужно понять, а стоит ли вообще их в принципе затевать в существующих условиях… Думаю, что такие переговоры (формата Астаны — ред.) еще нужны будут, с привлечением международных посредников", — подчеркнул Демиденко.
По его мнению, ситуация с сирийским урегулированием значительно осложняется еще и тем, что "противоречия существуют не только между внутренними игроками, но и международные факторы тоже не всегда имеют общую платформу".
"Переговоры в Женеве предполагают участие политических сил, политической оппозиции, которая тоже не едина, там по меньшей мере четыре группы, и у единства среди этих групп нет. Эти группы во многом не представляют каких-либо серьезных сил, они созданы внешними силами, а сами они на сирийской территории не имеют какой-либо серьезной поддержки", — сказал он.
Долгов подчеркнул, что "говорить о переговорах в Женеве еще преждевременно, и участие политической оппозиции в Женеве тоже вызывает большие сомнения".
Прогнозировать результаты Астане невозможно
Долгов считает, что прогнозировать то, насколько успешными будут переговоры по сирийскому урегулированию в Астане, пока невозможно, все будет зависеть от состава участников и их желания идти на компромиссы, "сами результаты, их позитивный характер под вопросом".
По его мнению, "сама встреча еще представляет собой достаточно сложный момент, поэтому говорить о том, о чем они договорятся, нужно уже в процессе переговоров, после их начала, а будут ли они продуктивными, говорить еще рано".
Развитие ситуации — в спецпроекте РИА Новости "Война в Сирии" >>