МОСКВА, 20 янв — РИА Новости/Прайм, Дмитрий Майоров. Фактическое начало работы нового бюджетного правила, если оно будет симметричным, стабилизирует рубль, полагает Евгений Кошелев из Росбанка.
"Резких курсовых колебаний на внутреннем валютном рынке не будет, если Минфин будет покупать валюту при дорожающей выше определенного уровня нефти и соответственно продавать при дешевеющей ниже этого же уровня. В этом и должен быть смысл нового бюджетного правила", — сказал аналитик.
Власти РФ приняли решение направить все дополнительные нефтегазовые доходы бюджета-2017 не на допрасходы, а на сокращение траты резервов, сообщил в среду глава Минфина Антон Силуанов. По его словам, это решение даст ЦБ свободу маневра с точки зрения обеспечения стабильности курса рубля.
Между тем еще до этого Минфин предложил запустить с 2020 года следующее бюджетное правило: если нефтегазовые доходы бюджета окажутся выше тех, которое прогнозировались при среднегодовой цене нефти в 40 долларов за баррель, "излишки" будут "стерилизоваться" в Резервном фонде и ФНБ. Такое изъятие дополнительных доходов в резервы, помимо создания "подушки безопасности", одновременно будет способствовать недопущению чрезмерного укрепления рубля, отмечал ранее Силуанов.
При этом глава МЭР Максим Орешкин в пятницу заявил, что правительство и ЦБ не обсуждают иных мер по стабилизации курса рубля, кроме сохранения нефтегазовых доходов при цене на нефть выше 40 долларов за баррель. По его словам, резких колебаний курса рубля, которые были в 2014-2015 годах, больше не будет. Решение властей открывает возможность ЦБ использовать те сбережения, которые министерство финансов делает в части бюджета, присутствовать на валютном рынке и сглаживать нежелательную волатильность, которая идет от нефтяных котировок, добавил он.
Цена отсечения — 40 долларов
В этой связи важной будет именно симметричность правила: покупаем валюту на рынке при нефти дороже, например, 40 долларов за баррель и продаем ее, опять же в рынок, если нефть дешевле этого уровня, говорит Евгений Кошелев из Росбанка. Это позволит регулировать валютную ликвидность и действительно позволит избежать резких курсовых колебаний, добавил он.
"Однако я опасаюсь, что Минфин, как это было ранее, купит валюту на рынке в течение года, а в конце него, когда традиционно возникает разрыв в доходах и расходах и нужны рубли, поведет прямую конвертацию валюты в ЦБ", — сказал Кошелев.
Допдоходы необходимо копить, однако переходить к покупкам валюты в резерв стоит при дефиците бюджета в 1% ВВП. При таком идеальном показателе мы имеем управляемый дефицит и можем его финансировать за счет заимствований, а резерв остается и идеально выполняет функции регулирования валютной ликвидности, рассуждает Кошелев.
В последний раз Минфин продавал валюту на рынке в течение месяца с середины декабря 2014 года по середину января 2015 года в общем объеме немного более 3 миллиардов долларов. Продажи Минфина сменили масштабные интервенции ЦБ РФ. Тогда курс доллара драматически подскакивал с 50 в ноябре до 80 рублей, а евро – до 100 рублей.