Рейтинг@Mail.ru
Дед Мороз лишил "Дикси" части новогодней выручки - РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дед Мороз лишил "Дикси" части новогодней выручки

© Фото : Дикси Магазин торговой сети "Дикси". Архивное фото
Магазин торговой сети Дикси. Архивное фото
Читать ria.ru в
Дзен

МОСКВА, 19 янв — РИА Новости/Прайм. Уже второй российский ритейлер удивляет рынок своими операционными результатами в декабре: группа "Дикси" не просто замедлила рост выручки, а даже сократила оборот в последний месяц года, считающийся традиционно удачным для ритейла. Спад мог произойти из-за оттока покупателей, спорной ассортиментной политики и почти нулевым темпом прироста торговых площадей, считают опрошенные РИА Новости эксперты.

Кафе. Архивное фото
Выручка московских ресторанов из-за морозов упала почти вдвое

"Дикси" в четверг опубликовала свои операционные результаты за декабрь, четвертый квартал и весь 2016 год. Общая выручка сети в прошлом году выросла на 14,3% — до 311,237 миллиарда рублей, розничная (не учитывает прочие доходы) — также на 14,3%, до 309,085 миллиарда. В четвертом квартале общая выручка ритейлера увеличилась на 4,2%, до 78,058 миллиарда рублей, розничная — на 4,1%, до 77,49 миллиарда.

И если годовая динамика выручки не так уж и плоха, то оборот "Дикси" в декабре стал неприятным сюрпризом. По итогам последнего месяца года — когда россияне оставляют больше денег в магазинах, покупая продукты и подарки — ритейлер сократил выручку на 0,6%, до 27,796 миллиарда рублей.

Покупатели в очереди. Архивное фото
"Черная пятница-2016": скидка скидке рознь
Причем розничная выручка группы снизилась еще сильнее, на 0,7% (до 27,606 миллиарда), а продажи "магазинов у дома" "Дикси" и вовсе рухнули на 2,4% — до 21,696 миллиарда. Не очень позитивными были и другие операционные показатели. Продажи сопоставимых магазинов группы (like-for-like, LfL) в январе-декабре увеличились на 4,4%, средний чек за этот период вырос на 3,5%, а покупательский трафик — на 0,9%.

Торговая площадь группы за прошлый год выросла всего на 5% в годовом выражении — до 952,532 тысячи квадратных метров. За весь год "Дикси" открыла 94 магазина (с учетом закрытий) против 513 объектов в 2015 году, а в декабре прошлого года — 14 против 41 годом ранее.

"Это первый раз, когда публичный российский продуктовый ритейлер, входящий в число крупнейших, сократил свою выручку", — говорится в обзоре "ВТБ Капитала". Аналитик инвестбанка Мария Колбина пояснила РИА Новости, что за последние 10 лет публичные отечественные ритейлеры не фиксировали падение выручки при росте торговых площадей.

Выручку забрали покупатели и конкуренты

Сама сеть объясняет сокращение оборота поведением потребителей. "В конце 2016 года покупательское поведение оставалось достаточно осторожным; покупатели оставались чувствительными к различным промо-акциям и продолжили экономить", — указывает гендиректор "Дикси" Сергей Беляков, слова которого приводятся в релизе компании.

Прохожие у одного из супермаркетов сети Магнит на Подмосковном бульваре в Павшинской пойме. Архивное фото
Два полюса "Магнита": первый триллион выручки и самые низкие темпы ее роста
По мнению "ВТБ Капитала", факторами, сдерживающими развитие "Дикси", стали существенно сократившееся число открытий магазинов, "серьезные (и вызывающие вопросы) изменения ассортимента", а также усиление конкуренции в сегменте "магазинов у дома". На этот фактор указывает и гендиректор аналитического агентства InfoLine Иван Федяков.

"Магазины открываются в городах с высокой конкуренцией, а их конкуренты не сидели сложа руки. За прошлый год "Пятерочек" в стране было открыто 2 тысячи, это почти столько же, сколько "Дикси" всего", — рассуждает эксперт. Второй фактор, негативно повлиявший на выручку, по словам Федякова — это макроэкономика: снижение покупательской активности граждан и замедление инфляции, которая ранее поддерживала продажи ритейлеров в деньгах.

Что более важно, продолжает он — сокращение продаж происходит на фоне отрицательного финансового результата: чистый убыток "Дикси" по итогам девяти месяцев 2016 года по МСФО вырос в 56 раз — до 2,03 миллиарда рублей. "Совокупность факторов — снижение объемов продаж и неудовлетворительный финансовый результат по прибыли — это, конечно, тревожно".

Младенец. Архивное фото
Ъ: регионам хотят запретить регулировать наценки на детское питание
На растущую конкуренцию и минимальное развитие сети магазинов указывает и аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. Кроме того, по ее словам, в этих условиях "Дикси" проводила изменения, которые не понравились некоторым ее посетителям.

"Дикси" в 2016 году проводила операционные преобразования, оптимизировала ассортимент, проводила изменения в ценовой политике. Это привело к тому, что некоторые потребители, видя изменения, могли быть ими недовольны и уходили в другие магазины", — говорит она.

Грядет смена в руководстве?

О перспективах компании аналитики высказываются с осторожностью. "В краткосрочном периоде мы не ожидаем каких-либо улучшений в операционной деятельности", — пишут эксперты "ВТБ Капитала". Колупаева из Райффайзенбанка обращает внимание на то, что "Дикси" продолжает находиться в процессе операционных преобразований.

"В компании сохраняются все те вызовы, которые были в 2016 году – поиск своего конкурентного преимущества, поиск оптимальной цены, ассортимента, маркетинговой политики, дальнейшей стратегии развития и открытия новых магазинов", — перечисляет аналитик.

Более позитивен Федяков, который перечисляет сильные стороны ритейлера: большое число магазинов, сопоставимая с лидерами рыночная сила, неплохой категорийный менеджмент, очень качественные собственные товарные марки.

Центр оптовой торговли ООО Метро кэш энд керри. Архивное фото
Продажи Metro AG в I квартале 2016-2017 фингода снизились на 0,6%
"Дикси" все-таки расположена в центральной части России. Это в условиях посткризисного времени могло бы сказаться положительно. Рассчитывая на восстановление экономики уже в 2017-2018 году, бенефициаром этого могла бы стать, в частности, "Дикси", — добавляет гендиректор InfoLine. Кроме того, по его словам, сеть имеет достаточно положительный имидж в глазах покупателей и, что немаловажно, поставщиков.

Поэтому, заключает он, спад выручки в декабре мог быть "локальным провалом", связанным, в частности, с высокой базой 2015 года. "Думаю, у "Дикси" есть все шансы восстановить положительную динамику. Другой вопрос, что это будет непросто сделать", — указывает он, допуская, что это может произойти одновременно с кадровыми изменениями.

"Мы видим, что команда, которая пришла год назад, как-то не держится за компанию. В частности, новости о выходе президента ("Дикси" Педро Мануэля Перейры Да Сильвы) из капитала, мягко говоря, не дружественный шаг по отношению к той компании, в которой ты работаешь. Думаю, акционеры готовят какое-то изменение, другой вопрос, что мы об этом пока еще не знаем", — считает Федяков.

"ВТБ Капитал" также называет выход из капитала "Дикси" ее президента, который пришел в компанию в марте прошлого года, негативной новостью. Отвечая на вопрос, могут ли в этом году произойти изменения в топ-менеджменте ритейлера, Колбина из "ВТБ Капитала" сказала: "Я не исключаю такого варианта".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала