Искандер Валитов, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"
Для капиталистической модели базовым процессом был процесс самовозрастания капитала, описанный ещё Карлом Марксом. Ускоренный рост капитала во многом был обеспечен развитием науки и промышленности. США в своё время создали наилучшие условия для этого процесса, сумели сконцентрировать в своих руках мировой научный и промышленный потенциал, обеспечили себе лидерство в западном мире. Но США сами же и разрушили этот процесс безудержным печатанием денег и, соответственно, накоплением невозвратных долговых обязательств. Не может существовать капитал в условиях его интенсивного размывания.
Вариантов действия у наших заокеанских "партнеров" немного.
Первый вариант состоит в том, чтобы списать тем или иным способом свои долги и признать, что они весь остальной мир всё это время грабили, после чего перезапустить систему. То есть не менять общую конструкцию, а пойти на очередной, очевидно, более короткий цикл. Похоже, что по этому пути предполагала идти та часть мировой элиты, которая двигала на выборах Хиллари Клинтон.
Другой вариант заключается в том же самом, но с той разницей, что предлагается откатить дальше на один шаг, в эпоху промышленного, а не финансового капитализма. Восстановить прежние "здоровые" механизмы жизни капитала, начать самим зарабатывать, осуществить в США очередную промышленную революцию, выйти на новый уровень технологического превосходства, и только потом вернуться к идее глобальной колонизации. Можно полагать, что это линия Трампа. Она пока и побеждает как более реалистичная.
Но на что, на какие схемы организации деятельности делать ставки? Вопрос этот открытый, очевидных ответов на него нет. Скорее всего, таких конструкций будет несколько.
Само цивилизационное конструирование становится предметом соревнования, конкуренции, сотрудничества, интеграции. Нам важно понимать, что процесс этот пошел, и важно стать его участником. Следует отдавать себе отчет в том, что благодаря опыту СССР, мы уже находимся в клубе избранных. Поскольку СССР был подлинным цивилизационным проектом. Нам есть что анализировать, на что опираться, от чего отталкиваться.
И может быть, на старте не следует спешить. Прежде чем рваться вперед, нужно спокойно поразмышлять о том, что именно будет определять цивилизационное лидерство. Какие процессы, какие ресурсы станут ключевыми?
Пределы роста
При проектировании желательно заглядывать хотя бы на один такт вперед: с какими проблемами мы столкнемся, когда реализуем наши замыслы, и, соответственно, что нам надо уже сейчас закладывать в проект, чтобы минимизировать нежелательные последствия реализации наших планов.
Кажется, что рай на Земле близок? Вроде бы да, но есть одна проблема: чем людям заниматься? Люди в основной своей массе будут не нужны в процессах функционирования, производства, воспроизводства. Роботы обойдутся без них.
Работать на развитие и модернизацию технологий? Тоже нет особого смысла, потому что непонятно, зачем. Наверное, 27-й айфон будет сильно отличаться от 7-го, но что это даст людям? Значительную часть из того, что люди делали раньше сами или делал их организм, теперь будет делать внешний гаджет: управлять, например, их физиологическими, эмоциональными и ментальными процессами. С одной стороны, может, так будет и легче, и качественнее, но с другой – это же полная деградация всего человеческого. Фильм "Матрица" – не фантастика и не метафора, это реалистичный образ ближайшего будущего. Только и останется, что жить досугом и виртуальной реальностью.
"Сумма технологий" (С.Лем), накопление их объема больше не обеспечивают повышение качества жизни человека. Скорее, наоборот, можно будет говорить о крайне низком качестве жизни на фоне материального благополучия. Собственно человеческий потенциал, то, что Маркс называл "родовыми сущностными силами человека", будет практически не задействован в общественной практике.
Такие интеллектуальные функции, как понимание, мышление и рефлексия, будут не востребованы. Люди, благодаря технологиям прямого контроля сознания и физиологии, окажутся в полной зависимости от операторов новейших технологий власти. Это те, кто ещё не будет технологично "сокращен" в процесс гармонизации численности необходимого и достаточного населения и "интересов" дикой природы.
Даже освоение космоса по большому счету на пути технологического развития не является перспективным ориентиром. Это экстенсивный путь. Фактически речь идет о расширении ойкумены за пределы Земли. Мы, конечно, можем сегодня ставить перед собой задачу колонизации Марса, создания там землеподобной экосистемы, воспроизводства на новой планете земных форм жизни.
И опять-таки, зачем? Чтобы иметь резервную планету на случай глобального катаклизма? Да, это функционально и осмысленно, но не более чем иметь резервную копию своего архива.
А в цивилизационном проекте обязательно должна быть мечта. Мечта, которая выводит в малопонятный, до конца неопределенный, полный рисков, но привлекательный мир.
Где горизонт?
Несколько десятков тысяч лет назад человечество вырвалось из животной жизни и построило мир труда. Сегодня оно почти освободилось и от труда, как об этом мечтали авторы социалистических и коммунистических идей. И ради чего? Ради какого занятия? Ради какой свободной личностно мотивированной и коллективно организованной деятельности?
Думаю, что мы доросли до того, чтобы заняться своей самой главной тайной: тайной происхождения и собственных возможностей, тайной нашего устройства. Пока мы себя понимаем на уровне анатомии, физиологии, немного психологии. Знаем ли мы при этом, что на самом деле может человек?
Следует признать, что мы этого почти не знаем. Например, мы ничего не можем сказать определенного про свет сознания или огонь его разума. Также мы очень далеки от понимания и корректной постановки "психофизической" проблемы.
Открытие новых возможностей должно позволить формировать радикально новые способности. Последнее, в свою очередь, должно изменить все наши представления о содержании и формах образования.
Прорыв в знаниях о человеческих возможностях и способах производства его новых способностей позволит построить новые основания для сфер массового спорта и спорта высших достижений.
А в перспективе, если мы созданы "по образу и подобию", мы должны открыть для себя и освоить божественные возможности. Кто сказал, как бы это дико сегодня не звучало, что мы не можем создавать материю, мгновенно перемещаться в пространстве и т.п.? Нам надо забыть на этом этапе про критерий реалистичности. Сам факт признания такого фантастического горизонта начнет сильно двигать гуманитарную мысль и общественную практику.
Существенно, что антропологическое экспериментирование обладает практически безразмерной "человекоёмкостью". Острота главной на сегодня проблемы человечества — проблемы занятости – может быть существенно снижена за счет антропологических проектов.
Таким образом, в цивилизационном проектировании нам надо закладывать не только возможности соорганизации новых технологических решений, не только увязывание и гармонизацию биологических, геоприродных и технологических циклов, но и продвижение в собственно антропологическом горизонте. Сопряжение всех этих аспектов должно позволить нам сохранить цивилизационное лидерство.