МОСКВА, 26 дек — РИА Новости, Алексей Захаров. Компании и научные институты России объединят усилия в разработке автономных автомобилей. "КамАЗ", АвтоВАЗ, "Группа ГАЗ", "Соллерс", Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (ФГУП НАМИ) войдут в Ассоциацию участников рынка "Автонет". Государство в 2017 году может выделить "Автонету" около 3,5 млрд рублей на разработку систем автономного управления автомобилями.
Беспилотные технологии
Ассоциация "Автонет" зарегистрирована 22 ноября 2016 года для совместной разработки, производства и продвижения беспилотных транспортных средств в России.
Работа ассоциации ведется по дорожной карте, которая утверждена на Совете при президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию экономики.
"Ассоциация приступила к реализации поставленных задач – мы уже начали подготовку нормативно-правой базы для внедрения беспилотников на дорогах общего пользования", — сказал Колмаков.
Изменения необходимо внести, в том числе, в Уголовный и Гражданский кодекс, технические регламенты Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, а также правила дорожного движения. Ведь сейчас выезд беспилотных автомобилей на обычные дороги не разрешен. Также не прописана ответственность за ДТП, если в нем участвует автомобиль без водителя.
Выделенные полосы позволят сократить дистанцию между беспилотными автопоездами при движении в колонне до 15 метров, что увеличит пропускную способность магистралей.
Грузовики поедут на автопилоте
Сначала технологии автопилота будут отрабатываться на коммерческом транспорте, ведь автономные грузовики позволят сократить сроки доставки и количество ДТП, а также разгрузят дорожную сеть.
Первые автономные грузовики и автобусы начнут работу на внутризаводских территориях "КамАЗа" в 2018 году.
Компания два года назад заявила о начале собственных разработок в этой области и даже провела 10-километровый тестовый заезд автомобиля с автопилотом (с водителем в кабине, на всякий случай) на дороге Москва — Санкт-Петербург. Однако полностью беспилотные автомобили из Набережных Челнов появятся на дорогах общего пользования только к 2035 году, уточнил Когогин.
Компания уже договорилась о выделении участка под строительство полигона для испытаний автономных транспортных средств в республике Татарстан. Однако окончательное решение по площадке пока не принято. Возможно, все члены ассоциации будут использовать для проверки технологий автономного вождения испытательную трассу "КамАЗа".
Автономные автомобили будут построены с учетом мировых тенденций: гибридные технологии и электротяга. Возможно, "КамАЗу" с новыми технологиями поможет германский концерн Daimler AG (он является одним из акционеров завода).
Господдержка и опыт других компаний
Правительство России планирует выделить в следующем году около 3,5 млрд рублей на разработки в области автономного вождения, рассказал Когогин. Компании ассоциации "Автонет" направят аналогичную сумму на эти проекты. В ассоциацию могут войти и другие компании, например, Volgabus, уточнили в "Автонете".
"Нет ни одного крупного автомобильного концерна, который бы не занимался автономными технологиями", — сказал Когогин.
Разработками в области автономного вождения занимаются почти все автопроизводители, а также компании из другой сферы: Alibaba, Baidu, Uber, Lyft.
Беспилотные грузовики сейчас широко применяются в Австралии для доставки руды. Они передвигаются по специальным полосам. Также Австралия применяет автономные технологии на коммунальном транспорте, уточнил глава КамАЗа. Погрузчики с автопилотом используются и на территории крупных портов мира для перевозки контейнеров.
Не отстают от иностранных компаний и российские автопроизводители: АвтоВАЗ проводил испытания Lada Kalina без водителя совместно с ФГУП НАМИ, а "Группа ГАЗ" показывала "ГАЗель Бизнес", которая может передвигаться без водителя.
Где ездить беспилотникам
"Можно создать электронное устройство, которое будет отслеживать и реагировать на дорожную обстановку в режиме реального времени, но каким образом интегрировать его в наши реалии: отсутствие разметки, плохое качество дорожного покрытия, непредсказуемое поведение водителей и пешеходов?", — сказал РИА Новости координатор ассоциации "Дальнобойщик" Валерий Войтко.
"Беспилотники могут работать только там, где есть разметка, и она не скрыта под слоем грязи", — сказал он РИА Новости.
Создать технологии автопилота не так сложно – очень много компаний играют на этом рынке.
Гораздо сложнее определить, каким образом, по каким дорогам и с какой ответственностью автомобили с автопилотом будут ездить, отметил директор по маркетингу "Группы Т1" Сергей Пономарев.
Появление беспилотников может способствовать улучшению качества автодорог в России. Дорожникам придется переделывать разметку, дорожные знаки, бордюры, а также устанавливать электронные датчики для автомобилей с автопилотом, считает представитель дальнобойщиков.