День дальней авиации ВВС России отмечается 23 декабря. Праздник был учрежден в 1999 году по приказу главнокомандующего Военно-воздушными силами (ВВС) РФ Анатолия Корнукова.
Дальняя авиация (ДА) является составной частью авиации Военно-воздушных сил; средством Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации, компонентом стратегических ядерных сил и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических) и оперативных задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).
Основной задачей дальней авиации в масштабе ВВС считается как ядерное, так и неядерное сдерживание вероятных противников. В случае начала войны ДА будет выполнять задачи по снижению военно-экономического потенциала противника, поражению важных военных объектов, нарушению государственного и военного управления.
Днем создания российской дальней (стратегической) авиации принято считать 23 декабря (10 декабря по старому стилю) 1914 года, когда император Николай II утвердил постановление военного совета Русской армии о создании эскадры бомбардировщиков "Илья Муромец", первого в мире соединения тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков. На самолете "Илья Муромец", спроектированном и построенном русским инженером Игорем Сикорским, были установлены мировые рекорды дальности, продолжительности полета и грузоподъемности.
![Четырехмоторный самолет Илья Муромец Четырехмоторный самолет Илья Муромец](https://cdnn21.img.ria.ru/images/18058/93/180589392_206:0:2793:1466_600x0_80_0_0_ef8949f6114bd0b5ec9e5280a75a394a.jpg)
В годы Первой мировой войны экипажи эскадры выполнили около 400 боевых вылетов. В 1917 году в эскадру входило двадцать бомбардировщиков.
После Октябрьской революции в марте 1918 года началось создание Северной группы воздушных кораблей (СГВК) "Муромцев" для полярных экспедиций и разведки Северного морского пути. Напряженное положение на фронтах Гражданской войны не позволило осуществить этот проект.
В ноябре 1918 года Северная группа была переименована в Авиагруппу, а в 1919 году получила название Дивизион воздушных кораблей.
Дальнейшее развитие ДА было связано с принятием в 1930-е годы на вооружение бомбардировщика ТБ-3, спроектированного под руководством Андрея Туполева.
В 1936 году в войска начали поступать самолеты ДБ-3 (после модернизации – ДБ-3Ф), сконструированные в конструкторском бюро Сергея Ильюшина.
![Модифицированный самолет ДБ-3 (ЦКБ-30) Модифицированный самолет ДБ-3 (ЦКБ-30)](https://cdnn21.img.ria.ru/images/147367/89/1473678950_0:0:3089:2047_600x0_80_0_0_36bca5498eb723d61948005bc9df2a5a.jpg)
В 1936-1938 годах авиабригады и корпуса тяжелых бомбардировщиков были сведены в три воздушные армии особого назначения. Армии находились в непосредственном подчинении Наркома обороны. В 1940 году соединения и части тяжелых бомбардировщиков вошли в созданную Дальнебомбардировочную авиацию Главного командования Красной Армии (ДБА ГК). К началу Великой Отечественной войны в ДБА ГК входило пять авиакорпусов, три отдельных авиадивизии и один отдельный авиаполк (около 1500 самолетов и почти 1000 экипажей, находящихся в полной боеготовности).
Первые боевые вылеты в Великой Отечественной войне экипажи ДБА выполнили 22 июня 1941 года. В годы войны ДА принимала участие во всех крупных операциях Красной Армии, выполняя специальные задания.
В марте 1942 года дальнебомбардировочная авиация была преобразована в авиацию дальнего действия, в декабре 1944 года — в 18-ю воздушную армию. В 1946 году на базе 18-й воздушной армии была создана Дальняя авиация Вооруженных сил.
В 1947 году началось поступление новых самолетов Ту-4 в войска. В 1951 году бомбардировщики Ту-4 стали носителями ядерного оружия.
![Бомбардировщик Ту-4 на территории музея Военно-воздушных сил в поселке Монино Бомбардировщик Ту-4 на территории музея Военно-воздушных сил в поселке Монино](https://cdnn21.img.ria.ru/images/91575/88/915758838_0:0:3000:2000_600x0_80_0_0_81aeaff1715b4c7e371545b8224fed68.jpg)
После принятия на вооружение в 1950-е годы реактивной техники (дальних бомбардировщиков Ту-16, стратегических Ту-95 и ЗМ) произошел качественный скачок в развитии дальней авиации СССР. Экипажи ДА начали освоение Арктики.
В 1970-1980-е годы ДА пополнилась авиационными комплексами Ту-22МЗ, Ту-95МС и Ту-160, вооруженными крылатыми ракетами большой дальности.
В сентябре 1980 года из управления ДА и входивших в её состав авиационных корпусов были образованы воздушные армии. В мае 1988 года ДА была воссоздана.
В ВВС РФ в августе 1998 года на базе Дальней авиации была образована 37-я воздушная армия Верховного Главного командования (стратегического назначения).
После вынужденного затишья, связанного с распадом СССР, возросла интенсивность полетов самолетов ДА. В 2001 году стратегические ракетоносцы впервые после 10-летнего перерыва появились над Северным полюсом.
В августе 2007 года ДА возобновила полеты в удаленных регионах на постоянной основе. Патрулирование осуществляется в регионах активного судоходства и экономической деятельности России. Полеты на воздушное патрулирование в акватории над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Черного моря, Тихого океана выполняются как с базовых, так и с оперативных аэродромов.
В последнее время возобновлены полеты самолетов дальней авиации по плану стратегического сдерживания. Стратегические бомбардировщики Ту-160 выполняли посадку на аэродромах стран Карибского бассейна (Венесуэла, Никарагуа) благодаря использованию самолетов-заправщиков с аэродромов Северной Африки (Египет) и Юго-Восточной Азии (Вьетнам). Также самолеты дальней авиации достигли акваторий Средиземного и Южно-Китайского морей.
![Дозаправка стратегического ракетоносца Ту-160 Дозаправка стратегического ракетоносца Ту-160](https://cdnn21.img.ria.ru/images/147367/66/1473676655_0:0:2200:1379_600x0_80_0_0_c7abb79123ceba8c7ed0b5f76aa8efbd.jpg)
В 2014 году впервые самолеты Ил-78 авиационного полка самолетов-заправщиков командования дальней авиации произвели посадку на аэродроме Каир (Египет), а экипажи стратегических ракетоносцев Ту-95МС выполнили полёты по плану мероприятий стратегического сдерживания вдоль побережья Норвегии, Великобритании, Испании, Португалии с дозаправкой топливом в воздухе.
Операция российских ВКС в Сирии позволила России испытать возможности дальней авиации и новейших крылатых ракет.
Соединения и части ДА базируются с учетом ее оперативно-стратегического предназначения и задач от Новгорода на западе страны до Анадыря и Уссурийска на востоке, от Тикси на севере и до Благовещенска на юге России.
На вооружении дальней авиации стоят стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС, дальние бомбардировщики Ту-22М3, самолеты-заправщики Ил-78(М), специальные самолеты Ан-30Б, транспортные самолеты Ан-12, Ан-26, вертолеты Ми-8 и Ми-26.
![Самолет-заправщик Ил-78 российских ВВС в ходе дозаправки истребителей-перехватчиков МИГ-31 Самолет-заправщик Ил-78 российских ВВС в ходе дозаправки истребителей-перехватчиков МИГ-31](https://cdnn21.img.ria.ru/images/147223/23/1472232314_0:0:3000:2000_600x0_80_0_0_028568a805b9d5293bd39e6e01d06afa.jpg)
Основное вооружение самолетов: авиационные крылатые ракеты большой дальности и ракеты оперативно-тактического назначения в ядерном и обычном снаряжении, а также авиационные бомбы различного предназначения и калибра.
Дальнейшее развитие дальней авиации осуществляется за счет проведения модернизации бомбардировщиков Ту-160, Ту-95МС, Ту-22МЗ с продлением срока службы, а также за счет создания перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) — стратегического бомбардировщика пятого поколения. По заявлениям руководства Минобороны и ВВС, первые ПАК ДА будут представлены публике в 2018 году. ПАК ДА станет дозвуковым и будет решать задачи, которыми сейчас заняты сразу три типа самолетов дальней авиации — Ту-160, Ту-95МС и Ту-22.
Ожидается, что к 2040 году будет создан стратегический бомбардировщик шестого поколения, который станет уже беспилотным.
Командующий Дальней авиацией России — генерал-майор Сергей Кобылаш.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
![Военно-транспортный самолет Ан-26 в небе над Камчаткой Военно-транспортный самолет Ан-26 в небе над Камчаткой](https://cdnn21.img.ria.ru/images/103977/54/1039775431_0:0:3475:1970_600x0_80_0_0_f01d6fc7c0900ce713c90b035ff019ad.jpg)
![Стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95 МС на тренировке групп парадного строя авиации к параду Победы Стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95 МС на тренировке групп парадного строя авиации к параду Победы](https://cdnn21.img.ria.ru/images/148436/31/1484363171_0:157:3076:1902_600x0_80_0_0_68f810a24fb73d9d0d4482f35556c5d4.jpg)
![Вертолеты Ми-8 во время учений в Челябинской области Вертолеты Ми-8 во время учений в Челябинской области](https://cdnn21.img.ria.ru/images/103977/81/1039778189_0:187:3281:2048_600x0_80_0_0_72ae1cdb4c413428ea3c68937107dec4.jpg)
![Cтратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 во время военного парада в ознаменование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Cтратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 во время военного парада в ознаменование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов](https://cdnn21.img.ria.ru/images/113832/93/1138329309_0:0:2457:1394_600x0_80_0_0_d1dfff6cafa5c6f275a656e47fad851d.jpg)
![Самолет Ан-30Б. Архивное фото Самолет Ан-30Б. Архивное фото](https://cdnn21.img.ria.ru/images/103977/83/1039778362_44:103:1236:774_600x0_80_0_0_d18f84efa79c7e5e1982874914b7da5d.jpg)
![Самолет-заправщик Ил-78, бомбардировщики Су-24 и учебно-тренировочный самолет Як-130 Самолет-заправщик Ил-78, бомбардировщики Су-24 и учебно-тренировочный самолет Як-130](https://cdnn21.img.ria.ru/images/103977/59/1039775910_0:30:3071:1773_600x0_80_0_0_744b86c1004eefa4b6280abd025e30d3.jpg)
![Многоцелевой транспортный вертолет Ми-26 Многоцелевой транспортный вертолет Ми-26](https://cdnn21.img.ria.ru/images/103977/66/1039776699_0:150:2995:1849_600x0_80_0_0_de17e8fa006067f612e6433b50ab041c.jpg)
![Дальние бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3 в Алабино Дальние бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3 в Алабино](https://cdnn21.img.ria.ru/images/146463/57/1464635706_0:60:3072:1803_600x0_80_0_0_77222994e0d0ced72f38a56d1a0eb7fa.jpg)
![Самолет Ан-12 на торжественных мероприятиях, приуроченных к празднованию дня воздушного флота РФ на военном аэродроме Левашово Самолет Ан-12 на торжественных мероприятиях, приуроченных к празднованию дня воздушного флота РФ на военном аэродроме Левашово](https://cdnn21.img.ria.ru/images/148436/46/1484364696_0:3:3072:1743_600x0_80_0_0_7891237c05f2b5de0fca029226ce415a.jpg)