Сельское хозяйство в 2016 году стало одним из флагманов российской экономики. Экспорт сельхозпродукции по итогам года может достигнуть 17 миллиардов долларов, обогнав объемы экспорта военно-технического комплекса. В сельхозэкспорте отдельной строкой стоят поставки пшеницы – Россия вышла в мировые лидеры в текущем году и планирует сохранить это лидерство и дальше. О том, чего добились российские аграрии в уходящем году, как обеспечить отечественным молоком потребности страны, снизить цены на товары АПК и увеличить производство вина в России, рассказал в интервью РИА Новости министр сельского хозяйства Александр Ткачев.
— Александр Николаевич, изначально в бюджет на 2016 год предполагалось заложить на госпрограмму развития АПК 237 миллиардов рублей, однако эта сумма в итоге была сокращена. А бюджет на 2017-2019 годы предусматривает на эти цели еще меньше средств. На какие темпы роста отрасли можно рассчитывать при более низкой, чем ожидалось, поддержке АПК?
Мы видим, что у государства отрасль в приоритете, и не может быть иначе, поскольку сельское хозяйство кормит страну во всех смыслах – это и продукты, и выручка от продажи продовольствия на внешние рынки. Хочу напомнить, что в 2005 году мы импортировали более 60% продовольствия. Прошло десять лет, и мы практически полностью обеспечиваем себя по основным продуктам питания. А в перспективе – через пять-семь лет, думаю, сможем полностью себя обеспечивать за исключением тропических фруктов, которые у нас просто не растут.
— Какие задачи в 2017 году в отрасли будут в приоритете?
Ограничительные меры по импорту некоторых продуктов, которые ввела страна в 2014 году, также дали положительный результат, наши аграрии смогли воспользоваться этим окном возможностей. К примеру, активно стали развиваться тепличные хозяйства. По нашим прогнозам, производство тепличных овощей увеличится до 840 тысяч тонн. К 2020 году нужно увеличить производство тепличных помидоров и огурцов до двух миллионов тонн. Для этого в течение пяти ближайших лет планируем построить и модернизировать не менее двух тысяч гектаров тепличных комплексов.
По мясной продукции также неплохие показатели – думаем, что производство скота и птицы превысит 14 миллионов тонн, а это на 5% больше прошлогодних результатов. Стали больше экспортировать мяса — на 60% больше, чем годом ранее.
— На прилавках стало появляться больше отечественных вин, это радует, тем более накануне новогодних праздников. Но чтобы мы смогли полностью заместить импортный виноматериал, нужно до 2020 года создать 50 тысяч гектаров новых виноградников, благородя чему мы получим 200 тысяч тонн винограда.
— Известно, что из-за участившихся в последнее время вспышек африканской чумы свиней мясной отрасли нанесен серьезный ущерб. Какие у вас прогнозы в связи с этим?
— Да, сегодня существует серьезная угроза и для роста производства мясной промышленности, и для развития мясного экспорта. Ущерб от вспышек АЧС в России уже превысил 1,2 миллиарда рублей, что в 13 раз больше, чем в 2015 году.
И вся эта работа может быть перечеркнута из-за элементарных нарушений содержания животных в личных подсобных хозяйствах, поскольку именно это главная причина распространения вируса.
Сегодня на содержании в личных подсобных хозяйствах находится 3,8 миллиона свиней или 16% от общего поголовья в 23,3 миллиона голов. Поэтому необходимо жестко бороться с распространением вируса. Важно обеспечить условия безопасного содержания свиней у населения. Нами подготовлен план действий по борьбе с АЧС. Первоочередная мера, которую надо реализовать, это ввести систему объективного учета поголовья свиней, контролируемого органами местного самоуправления и госветслужбой региона.
— Какая сейчас ситуация с молоком? Когда мы сможем сами себя обеспечивать и откажемся от закупок из соседних республик?
А для того чтобы мы могли отказаться от импорта молока, нам нужно увеличить его производство на 5-7 миллионов тонн к 2020 году. Чтобы достичь запланированных показателей, необходимо увеличить поголовье и улучшить качество воспроизводства крупного рогатого скота. Сегодня генетический потенциал молочного скота используется лишь наполовину, но при правильной организации кормления и содержания мы вполне можем получать более 35 миллионов тонн молока ежегодно. И для улучшения ситуации в отрасли с нового года мы усилим меры поддержки. Так, будут увеличены размеры грантов для фермеров, которые занимаются мясным и молочным скотоводством с 1,5 миллиона рублей до 3 миллионов рублей, а для семейных животноводческих ферм — с 21,6 до 30 миллионов рублей.
— А как борьба с фальсификатом, который регулярно выявляют?
— А молочные интервенции как механизм поддержки фермеров рассматриваете? И на ваш взгляд, есть ли в России другие рынки продовольственных товаров, где возможны или даже необходимы интервенции?
— Мы действительно рассматриваем их как меру формирования справедливых закупочных цен на молоко и уменьшения сезонных колебаний его стоимости. Сейчас вносим изменения в законодательство для того, чтобы при необходимости запустить интервенции на этом рынке. Их проведение будет стимулировать закупку сырого молока у производителей летом, что позволит им сохранить положительную экономику в период так называемого сезона "большого" молока.
— Когда молочные интервенции в РФ будут запущены, в какую сумму Минсельхоз оценивает затраты на их проведение – на создание инфраструктуры, саму организацию торгов? Рассматривается ли в будущем увеличение затрат на эти интервенции?
— В первом квартале будущего года оценим ситуацию в молочной отрасли, в том числе по ценам, объемам производства сырого молока. После этого будем принимать решение о проведении закупочных интервенций. От этого будет зависеть объем затрат на их проведение. Основные расходы — это обслуживание закупленных запасов, их хранение, страхование и так далее. Интервенции предполагается проводить в регионах-производителях сырого молока, для которых характерны высокие сезонные перепады производства и цен.
— На Всемирном зерновом форуме отмечалось, что Минсельхоз РФ считает необходимым отменить ограничения на перевозку продовольствия внутри страны для устранения неравенства между регионами и улучшения каналов сбыта продуктов. Готовит ли Минсельхоз какие-то конкретные предложения по этому вопросу?
— Мы обсуждали возможность снижения тарифов на перевозки плодоовощной продукции железнодорожным транспортом из регионов европейской части страны в регионы Сибири и Дальнего Востока. На этом рабочем совещании были представители от Минэкономразвития, ФАС, РЖД, эксперты, к примеру от Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава.
Понятно, что главная проблема в увеличении объемов поставок овощей и фруктов из европейской части в регионы Сибири и Дальнего Востока — это достаточно высокая стоимость доставки грузов, в том числе железнодорожным транспортом и специальными крупнотоннажными рефрижераторными контейнерами. Поэтому мы предлагаем рассмотреть возможность предоставления сезонных (в период с августа по декабрь) тарифных скидок на перевозку плодоовощной продукции в регионы Сибири и Дальнего Востока и рыбной продукции в обратном направлении железнодорожным транспортом и рефрижераторными контейнерами.
— Существует мнение, что Китай затягивает процесс переговоров с Россией по допуску наших продуктов на китайский рынок, потому что власти КНР хотят обезопасить своих производителей от конкуренции с нашими компаниями. Действительно ли это так?
Сегодня мы активно работаем над продвижением российского мяса птицы и субпродуктов на китайский рынок. И уже продвинулись в решении целого ряда технических вопросов в рамках китайской процедуры допуска нашей продукции. Мы договорились с китайскими коллегами в ближайшее время организовать для их специалистов инспекцию наших предприятий для оценки российской системы надзора. После получения от китайской стороны положительных итогов этой проверки наши компании смогут начать организовывать поставки мяса птицы в КНР.