Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
19 декабря боестолкновения между подразделениями Народной милиции самопровозглашенной Луганской народной республики и украинских силовиков шли по всей линии соприкосновения на дебальцевском направлении.
При этом представитель Киева в контактной группе по урегулированию ситуации на Украине, экс-президент Леонид Кучма обвинил в эскалации ополченцев Донбасса: "Украинская сторона возмущена грубым нарушением минских договоренностей со стороны ОРДЛО (отдельных районов Донецкой и Луганской областей)… Представители отдельных районов Донецкой и Луганской областей несут полную ответственность за то, что случилось на Светлодарской дуге, за всех погибших и раненых, за эскалацию ситуации".
В свою очередь в ЛНР заявили о возобновлении наступления ВСУ после обстрела Логвиново, отметив, что силовики игнорируют запросы Совместного центра контроля и координации (СЦКК) о прекращении огня на линии соприкосновения.
Ранее сообщалось о массовых потерях ВСУ в боях под Калиновкой. Эти события совпали с заявлением министра обороны Великобритании Майкла Фэллона о продлении на год программы подготовки украинских военнослужащих.
По мнению Фэллона, "это… обеспечит еще тысячи украинских солдат первоклассным обучением от лучших ВС в мире". Участие британских военных инструкторов в подготовке ВСУ означает, что Великобритания поддерживает Украину "перед лицом все более агрессивной России". К весне 2017 года подготовку под руководством британских инструкторов должны пройти более пяти тысяч человек, целое войсковое соединение (бригада).
После столь масштабного зарубежного участия в судьбе Украины ВСУ претендуют на большее, чем редкие вылазки и спорадические обстрелы гражданского населения в зоне АТО.
Как и к чему готовят украинских военнослужащих британские и другие инструкторы и спонсоры?
Имперский дух и дутый статус
Начнем с того, что вооруженные силы Великобритании не являются "лучшими в мире", и в большинстве международных рейтингов занимают лишь пятое место, после США, России, КНР, Индии (место вооруженных сил Украины – в третьей десятке).
Считается, что британские Силы специальных операций (около 2000 человек) накопили значительный боевой опыт на Ближнем Востоке. Однако успехи британского спецназа спорны.
Из 65 млн. британцев военную форму носят около 180 тысяч человек. Оборонный бюджет страны достигает 53 млрд. долларов. Сухопутные войска Великобритании имеют более 400 танков, 6200 боевых машин пехоты (БМП), около 230 самоходных и буксируемых артустановок, 56 реактивных систем залпового огня. Королевские ВВС – немногим более 900 самолетов и вертолетов. Военно-морские силы – 66 кораблей и судов.
В ходе реорганизации не самой большой британской армии количество военнослужащих будет сокращено до 82 тысяч, и к 2020 году сухопутные войска будут состоять из семи бригад.
Безусловно, на фоне по-настоящему лучших вооруженных сил мира британские выглядят скромно. И уже сегодня авторитетные представители минобороны Великобритании честно заявляют о неготовности страны к войне с Россией, что не мешает британским инструкторам обучать украинских военнослужащих.
Чему же могут научиться украинские военнослужащие?
Контртеррористическая операция
Коллективные высокотехнологичные боевые действия, основная цель которых – подавление относительно слабых стран (Югославия, Афганистан, Ирак, Ливия), — превратили вооруженные силы западных и некоторых восточных стран в полицейские формирования, не способные сражаться с сильным, хорошо вооруженным противником.
В Донбассе не работает британская (американская) тактика огневого подавления слабовооруженных ближневосточных ополченцев, не сходя с БМП. Донецкие шахтеры устойчивы в обороне, жгут бронетехнику из гранатометов и уничтожают атакующую пехоту ВСУ из стрелкового оружия.
За два года вооруженного противостояния Киев не смог подавить восточные регионы, а прозападные авантюристы продолжают планировать военное разрешение конфликта. Украина обречена на войну внутриполитическим кризисом и внешними силами, которые тайно и явно поощряют кровопролитие.
Возможно, на украинском опыте "гибридной войны" с Россией в большей степени учатся Запад и Восток. Не случайно 12 декабря об этом заявила в Киеве президент Литвы Даля Грибаускайте, а ранее на Украине побывала целая делегация британского оборонного ведомства во главе с министром Майклом Фэллоном. Его ли уровень – обучение украинской пехоты?
Можно заметить, что за год американская военная помощь Украине возросла на 50 млн. долларов, причем речь идет о "натуральных" поставках американских противотанковых систем, минометов, гранатометов, стрелкового оружия и боеприпасов к ним.
Но Россия учитывает все угрозы безопасности, и укрепляет свои рубежи.
И последнее: украинским стратегам и их спонсорам следует учитывать, что ополченцы Донбасса российскому народу ближе, чем британские военные инструкторы и их подопытные "киборги" из ВСУ.