Главный внештатный специалист – пластический хирург Минздрава РФ, заведующая кафедрой пластической и реконструктивной хирургии, косметологии клеточных технологий РНИМУ им. Н.И. Пирогова Наталья Мантурова поделилась с корреспондентом РИА Новости Юлией Осиповой своими впечатлениями о крупном Международном конгрессе пластических хирургов.
- Вы вернулись из Японии, где прошел 23-й Международный конгресс общества эстетических и пластических хирургов (ISAPS). Вынесли из этого мероприятия что-то полезное?
— Это был крупнейший съезд, организованный европейским обществом пластических хирургов. Лучшие врачи из 53 стран мира обсуждали проблемы эстетической, пластической и реконструктивной хирургии, косметологии и anti-age медицины.
Наша делегация, которая, кстати, была самой представительной, показала высокий уровень профессионализма. Мы предложили интересную технику трансплантации лица и отдельных его частей, а также провели презентацию очень перспективного научного проекта, связанного с выращиванием с помощью клеточных технологий искусственной кожи. И хотя некоторые разработки находятся в России на стадии клинических испытаний, подобные публичные выступления на международных мероприятиях информируют мировое сообщество о возможностях российской науки и практической медицины.
В своем докладе я рассказала зарубежным коллегам о том, что в России будущие пластические хирурги отныне будут получать дополнительное искусствоведческое образование. В музеях крупных российских городов наши ординаторы будут обучаться основам искусствоведения, рисунка и скульптуры, получать вполне профессиональные навыки и знания о красоте.
- Как международное сообщество отнеслось к этой новости?
— Наша идея оказалась уникальной. Ни в одной стране мира в образовательной программе, утвержденной на высоком государственном уровне, ничего подобного нет. Таким образом, Россия внесла свою лепту в образование пластического хирурга в мировом понимании.
Многие зарубежные коллеги прониклись этой идеей: наш опыт решили перенять пластические хирурги Австралии, Новой Зеландии, Британии, Франции, Италии.
- По сути, дав старт этой образовательной программе, вы начали борьбу со стереотипными представлениями о красоте. Что плохого в этих представлениях?
— Мы часто слышим упреки, связанные с тем, что пластические хирурги "барбизируют" женщин, после пластических операций они становятся "все на одно лицо". Многие принципиально не хотят обращаться к пластическим хирургам, чтобы сохранить свою индивидуальность.
Во избежание подобных ситуаций, пластическим хирургам, помимо виртуозного владения скальпелем, необходимо иметь художественный вкус, соответствующие искусствоведческие компетенции, знания законов красоты и пропорций.
Ну, нельзя русским женщинам – представительницам всей страны – навязывать современные эталоны сексуальности и привлекательности! Сверхразвернутые скулы, сильно увеличенные губы, слишком приподнятые брови… — все эти общепринятые стандарты действительно приводят к "барбизации" самого понятия красоты. Но никто ведь не станет утверждать, что кукольная внешность привносит в жизнь человека счастье и совершенство!
Между тем, мы легко можем потерять неповторимые национальные эталоны красоты, которые веками складывались в разных странах мира.
- Многие иностранцы говорят, что русские женщины очень красивые. Российские пластические хирурги с этим согласны?
— Русские женщины – самые красивые в мире! Они многоликие, очень разноплановые по структурности и форме лица. Их черты могут быть нежными и яркими, мягкими и дерзкими. В России необыкновенно разнообразная цветовая гамма глаз. Но все же главная прелесть лиц наших женщин – одухотворенность и правдивость. Они не отмечены печатью скупости и эмоциональной сдержанности, их лица живые.
Вспомните известные портреты русских красавиц: русая коса, бездонные глаза, брови вразлет, миловидный овал лица, кротость во взгляде…
Задача пластических хирургов – оберегать национальную специфику как зеницу ока.