МОСКВА, 16 дек — РИА Новости/Прайм. Россияне, несмотря на падение реальных доходов, не планируют в этом году экономить на праздновании Нового года и готовы потратить на эти цели даже больше, чем в прошлом году, посчитали эксперты и участники рынка.
РИА Новости попытались узнать, сколько стоит вызов Деда Мороза, какие подарки наиболее популярны в этом году и где дешевле праздновать Новый год — дома или в ресторане.
По данным Росстата, в январе-октябре реальные доходы россиян сократились на 5,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако, согласно исследованию компании Deloitte, в этом году среднестатистический россиянин готов потратить на праздник 16,9 тысячи рублей, что на 2% выше фактических затрат (16,6 тысячи рублей) в прошлом году.
Гулять — так гулять
По мнению маркетолога компании "Nielsen Россия" Марины Ерсковой, Новый год остается для россиян главным праздником в году, поэтому даже режим экономии не заставил их изменить планы на подготовку и празднование Нового года. Причем такая тенденция остается неизменной, отметила она.
"В первом квартале 2016 года потребительская уверенность достигла своего минимума за последние 11 лет, однако сейчас мы можем наблюдать ее медленный рост. В силу этого можно ожидать, что в текущий предновогодний период российские потребители будут более активны в тратах на празднование, чем в прошлом году", — считает эксперт.
Структура новогоднего бюджета россиян практически не меняется с годами — в этом году на еду и напитки уйдет 45% планируемых затрат (7,6 тысячи рублей), на подарки — 43% (7,27 тысячи рублей), а на развлечения — 12% (чуть больше 2 тысяч рублей).
"Мы предлагали людям ответить на вопрос, сколько они планируют потратить на еду с напитками, развлечения и подарки. Я думаю, что в варианте еда и напитки они учитывали расходы на празднование дома, а если собирались в рестораны, то относили эти расходы к развлечениям", — пояснил агентству Владимир Бирюков из Deloitte.
В то же время, по данным президента Федерации рестораторов и отельеров России Игоря Бухарова, отметить Новый год в ресторане в этом году можно едва ли не в 3 раза дешевле, чем дома — билет на новогоднюю вечеринку в ресторанах РФ начинается от 2,5 тысячи рублей.
"Есть маленький ресторан, в котором празднование Нового года будет стоить 3 тысячи рублей или даже есть предложения по 2,5 тысячи без напитков с человека, и есть заведения с концертной программой, куда билет будет стоить 60 тысяч", — сказал он.
При этом, как подчеркнул Бухаров, цены в ресторанах за год выросли — "на процент инфляции или даже, может быть, чуть больше". Однако доступные предложения на празднование Нового года на рынке все еще присутствуют, отметил он.
Впрочем, 2,5 тысячи рублей за новогоднюю вечеринку — скорее исключение, чем правило. Как выяснили РИА Новости, в московских ресторанах праздник в среднем стоит 6 тысяч рублей, стоимость растет пропорционально популярности места, а также его приближенности к Красной площади.
Так, гранд-кафе "Dr. Живаго" предлагает провести новогоднюю ночь с видом на Кремль за 25 тысяч рублей с человека, а "Турандот" обещает вечеринку в стиле вручения премии "Оскар", проход на которую варьируется от 29 тысяч рублей до 189 тысяч. Однако есть и более бюджетные варианты — тот же вид на Кремль, но с палубы теплохода River Palace можно будет получить за 10 тысяч рублей, а ресторан Ugolёк неподалеку от Красной площади за эту же сумму предлагает стол на двоих, бутылку шампанского или крепкого алкоголя, а также специальное новогоднее меню и закуски.
Впрочем, Новый год для россиян все же остается семейным праздником: по данным "Nielsen Россия", как правило, большинство россиян (60%) отмечают его дома, 20% — в гостях.
Щедрость во всем
Не готовы россияне экономить и на подарках. Как свидетельствует исследование Deloitte, эта статья расходов занимает 43% новогоднего бюджета среднестатистического россиянина (7,27 тысячи рублей). В "Nielsen Россия" добавляют: россияне в этом году будут готовы потратить на подарки больше, чем в прошлом. Причем порадовать россияне стремятся в первую очередь супругов и возлюбленных — об этом заявляют 70% опрошенных, 65% дарят также подарки родителям, 50% — друзьям.
Готовность россиян к большим расходам на подарки подтверждают в интернет-магазине Ozon.ru. По словам руководителя PR и внутренних коммуникаций компании Марии Назамутдиновой, в этом году в предновогодний период продажи выросли на 20% в сравнении с прошлым годом, хотя средний чек не изменился и составил 2,5 тысячи рублей.
Схожие данные и у "Евросети". "Наши исследования показывают, что люди впервые за последние годы как минимум не планируют сокращать бюджет на празднование Нового года, и уже по первым покупкам в преддверии Нового года мы видим, что потребитель готов выделять бюджет на подарки не меньше, чем в прошлом году", — сообщила агентству pr-менеджер компании Юлия Зорькина. Она отметила, что спрос на продукцию компании в преддверии Нового года возрастает примерно в три раза по сравнению с обычными месяцами.
"Чем ближе к праздникам – тем больше ажиотаж, в предпраздничные дни продажи могут в 5 раз превышать повседневные. В качестве подарка покупатели в первую очередь выбирают смартфоны средней ценовой категории, чуть реже планшеты, ноутбуки", — добавила она. В Ozon среди самых популярных товаров в этот предновогодний период отмечают компьютеры-моноблоки, наборы инструментов, косметику, а также чай и конфеты. Но настоящий бум в этом году переживают детские товары, рассказала Назамутдинова. "Большой спрос на конструкторы, настольные игры, куклы, наборы для исследований и мягкие игрушки", — рассказала она.
Группа компания "Детский мир" подтверждает возрастающий спрос на детские товары. Согласно прогнозам аналитиков группы, в декабре 2016 года российские родители потратят 28 миллиардов рублей на игрушки для детей, что на 1,1% выше прошлогодних затрат. Причем средняя стоимость подарка-игрушки составляет 1,268 тысячи рублей в ноябре — декабре 2016 года, что на 3,1% выше, чем в 2015 году. Самые популярные подарки — те же, что и у Ozon: конструкторы, куклы, сборные модели и интерактивные игрушки.
Дорогой дедушка мороз
Самая скудная статья расходов новогоднего бюджета россиян — развлечения, однако расценки на популярные активности куда выше планируемых 2 тысяч рублей. Та же услуга по вызову Деда Мороза со Снегурочкой или любых других артистов и аниматоров в среднем по России оценивается, по данным исследования Avito, в 4,2 тысячи рублей. Самая низкая средняя цена — в Волгограде (2 тысячи рублей), самая высокая — в Москве (11 тысяч рублей), причем с прошлого года она выросла почти на 60%.
В то же время спрос в подкатегории "Праздники, мероприятия" в этом ноябре на Avito уменьшился на 12,2% в сравнении с ноябрем прошлого года. Однако в ряде городов-миллионников этот показатель, напротив, стал выше. Максимальное количество переходов к запросам контактов традиционно фиксируется в Москве и Санкт-Петербурге – 13% и 5,5% от общего числа по миллионникам соответственно.