Фильм "Елки 5" выходит в российский прокат 22 декабря. Корреспондент РИА Новости Анна Горбашова поговорила с режиссером и продюсером фильма Тимуром Бекмамбетовом о Новом годе, съемках на МКС и "языческом" саундтреке Сергея Шнурова.
— Ваш фильм который год выходит накануне 31 декабря, это стало уже традицией, зрители ждут его. В чем секрет успеха франшизы?
— Фильм "Елки" успешен, потому что в нем рассказываются истории про праздник, который нас всех объединяет, как и в замечательном фильме Эльдара Рязанова "Ирония судьбы", не сравнивая художественные достоинства. Этот праздник — настоящий стержень. Я уверен, что если отменить Новый год, наша страна развалится. Такого праздника больше в мире нет нигде. Есть Рождество, у нас его в революцию отняли, заменив Новым годом, который вобрал в себя в том числе и рождественские традиции. Дед Мороз подобен Санта Клаусу, но есть в нем много и от язычества. От китайского Нового года пришла традиция отмечать праздник дома, в кругу семьи. От европейцев мы взяли отсчет времени до курантов — Европе свойственно все структурировать и отсчитывать. Наш Новый год — это синергия разных праздников, поэтому он такой уникальный.
— Саундтрек к фильму написал Сергей Шнуров, оккупировавший все музыкальные и не только топы. Это дань моде, коммерческий ход?
— Что касается Шнура, мы искали музыку, отражающую ту самую языческую суть Нового года, которую Сергей прекрасно чувствует. Он написал очень яркую новогоднюю песню "Начинаем отмечать!", припев которой стал слоганом нашего фильма. Мы также сняли отдельный клип по мотивам фильма, который скоро появится в сети. Еще три песни спел Илья Лагутенко, одну из них с певицей Елкой, и еще одну песню группа Uma2rman.
— Два последних года вы выпускали нестандартные "Елки" — про собак "Елки лохматые" (спин-офф франшизы — ред.) и "Елки" про Российскую империю, где действие происходит в 19 веке. В "Елках 5" вы вернулись в наше время. Нестандартные "Елки" не прижились?
— Да, два года у нас не было классических "Елок", мы попробовали разные версии, надо же было пробовать. Но рецепт классического "салата" оказался самым лучшим.
— Действие одной из новелл происходит на орбитальной станции, эта идея родилась в процессе работы над фильмом "Время первых" про выход Алексея Леонова в открытый космос, который вы сейчас заканчиваете?
— Нет. В каждой из "Елок" у нас есть кадр Земли сверху из космоса. В "Елках 5" Хабенский произносит за кадром фразу: "Из космоса наша Земля такая маленькая, а Россия такая большая, что непонятно как она там помещается". Эта фраза навела на мысль, что нам нужна новелла про тех, кто отмечает Новый год много раз, потому что летает вокруг Земли. Это получилась почти документальная история, снятая космонавтами о самих себе.
— Ее действительно снимали на орбитальной станции?
— Впервые в истории кинематографа съемки новеллы для художественного фильма состоялись в космосе на борту Международной космической станции. Михаил Корниенко и Андрей Борисенко стали первыми космонавтами в истории, сыгравшими роли в полнометражном художественном фильме и снявшими материал для новеллы на орбитальной станции.
— А как к вашей идее отнесся Роскосмос?
— Мы договорились с Роскосмосом, но там нам сказали, что пусть космонавты решают, это их дело. А они обычно не хотят отвлекаться на подобные вещи. Но они согласились. Там история про то, как космонавт остался в Новый год один на станции, он очень любит сладкое. Дальше не буду рассказывать.
— Хорошие из космонавтов получились оператор и режиссер?
— Да, получилось очень трогательно и достоверно. Это действительно то, что они чувствуют, когда находятся там, вдали от семей. Кстати, Михаил Корниенко во время первого своего полета отпраздновал на орбите 50-летний юбилей, а во вторую миссию — Новый год. Он как никто другой знает, как готовятся и встречают Новый год в космосе.
— Показывать фильм космонавтам на орбите не собираетесь?
— Собираемся. Борисенко как раз сейчас на МКС, надеюсь, что все получится, и он его покажет экипажу. Мы еще собираемся занести факт съемок на МКС в британскую Книгу Гиннесса, но там сложная процедура, мои юристы сейчас этим занимаются.
— Я слышала, что вы и в Арктике собрались премьеру устраивать.
— Действие новеллы Александра Котта происходит на нефтяной платформе "Приразломная" в Баренцовом море, и это новелла о любви. В ней замечательно сыграли новички "Елок" — Катерина Шпица и Кирилл Плетнев. Мы хотели устроить для нефтяников предпремьерный показ, но он сорвался из-за погоды. Впрочем, те, кто работает и служит за Полярным кругом, без "Елок" не останутся. 20-21 декабря в рамках акции министерства обороны "Кинодесант" мы покажем наш новогодний фильм на острове Котельный в Северном Ледовитом океане.
— Одну из новелл про незадачливого героя Гоши Куценко снял американский режиссер украинского происхождения Вадим Перельман, известный в России телесериалом "Измены". Его американский фильм "Дом из песка и тумана" был номинирован на "Оскар". Что стало решающим для приглашения Перельмана, "Оскар" или рейтинги "Измен"?
— Перельмана я знаю давно, мне понравились "Измены", я считаю, что он хороший режиссер, и ему надо снимать у нас в России, он хорошо понимает нашу жизнь. К его новелле "Ревность" с Гошей Куценко, Александром Робаком и Марией Шукшиной я отношусь с огромной симпатией. Герой Куценко женился и подозревает свою жену в измене. Надо смотреть на игру этого удивительного трио актеров.
— Не могу не спросить. Как вы думаете, почему провалился в прокате ваш голливудский проект "Бен-Гур"?
— Это вопрос товара: к месту ли он вышел, как он выходил? Картина необычна по сути, это голливудский фильм, в котором главное послание — простить своего врага. Как оказалось, эту идею сегодня мало кто в состоянии понять и принять. Идея мести гораздо более популярна в нашем мире. Во многом результаты проката, на мой взгляд, связаны с этим.