Владимир Ардаев, обозреватель РИА Новости
Британский парламентарий из Палаты общин от Лейбористской партии, бывший министр культуры Соединенного Королевства Бен Брэдшоу заявил, что результаты референдума по выходу его страны из Европейского союза стали итогом вовсе не свободного волеизъявления подданных Ее Величества, а вмешательства России.
По утверждению Брэдшоу, "хакеры, пользующиеся поддержкой Москвы", могли исказить результаты плебисцита.
Парламентарий также сообщил, что лидер французского Народного фронта Марин Ле Пен обратилась к России за кредитом в 23 миллиона фунтов стерлингов для своей избирательной кампании в 2017 году, и заодно обвинил Москву в том, что Европу затопил невиданный со времен Второй Мировой войны поток беженцев. Всё это, по мнению депутата-лейбориста, является частями "стратегического плана Кремля", направленного на раздробление и ослабление свободного мира.
The Daily Mail приводит комментарий пресс-службы правительства, в котором говорится, что на Даунинг-стрит, 10 не располагают никакими доказательствами вмешательства российских хакеров в процесс голосования на референдуме, "итоги которого ясно показали, что воля народа состояла в необходимости выхода страны из Европейского союза".
Проигравшие ищут оправданий
Парламентария не поддержали не только в правительстве — некоторые коллеги-депутаты откровенно высмеяли его.
"Он из тех, кто остался в прошлом, в антисоветской пропагандистской кампании, нагнетавшей страх", — сказал о Брэдшоу депутат-консерватор Эндрю Бриджен.
"Мы проделали долгий путь, уходя от холодной войны, чтобы теперь лейбористы снова изобретали русскую угрозу", — согласился с ним другой депутат-тори, Стив Бейкер.
"Брэдшоу, наверное, пошутил — слишком безумной выглядят претензии на то, чтобы опровергнуть волю народа", — поддержал коллег еще один парламентарий-консерватор Майкл Томлинсон.
Когда звучат заявления подобного рода, то всегда нужно внимательно смотреть, от кого они исходят, считает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. Дело в том, что для лейбористов признать сам факт того, что большинство населения высказалось за Brexit — значит признать провал собственной политики. И тут на помощь приходит испытанный способ — поиски внешнего врага, говорит аналитик.
"Вмешаться в избирательную систему Великобритании невероятно сложно. Она имеет закрытый характер, и очень хорошо защищена. Процедура волеизъявления устроена так, что, несмотря на электронный характер голосования, у избирателей остаются на руках бумажные копии их бюллетеней. Поэтому какое-то вмешательство, подтасовка или искажение результатов голосования практически исключены", — говорит Дмитрий Абзалов.
Что касается обвинений ЦРУ в адрес "российских хакеров", которые Бен Брэдшоу называет "доказанными", то их опровергли даже в ФБР, напоминает он.
Беспроигрышная ставка
"Информационная война ведется с различных площадок, и, как видим, не только в СМИ, но и на парламентских трибунах. В свою очередь, парламентарии всегда очень чутки к общественным настроениям, а они на Западе сформированы, в том числе, на платформе официальной политики, согласно которой "агрессивная" Россия является главным вызовом европейской политике, порядку и безопасности. Поэтому удивляться демаршу британского депутата я бы не стал", — говорит Дмитрий Данилов.
Угрозой номер два назван "серьезный кризис в КНДР", связанный с испытанием ядерного оружия, "военными провокациями и внутренней политической нестабильностью". А угрозой номер три — возможная крупная хакерская атака "на критически важную американскую инфраструктуру".
"Брэдшоу, что называется, "в тренде", который он не формирует, но озвучивает вполне понятные на уровне политической риторики западного дискурса вещи. И пытается вписаться в этот тренд, чтобы заработать какие-то очки. Но в любом случае, подобные усилия вторичны, тогда как первична сама политика, слова и действия тех, кто принимает реальные решения", — говорит Дмитрий Данилов.
Генералы холодной войны
Перед Западом, в частности, перед Соединенными Штатами стоят действительно реальные угрозы — терроризм, растущая мощь Китая или та же КНДР. Однако внимание там сосредотачивают не на реальных, а призрачных, мнимых угрозах — таких, как пресловутые "российские хакеры", обращает внимание Дмитрий Абзалов.
"Холодная война вернулась, как ее ни назови. Взаимное политическое и военное сдерживание при возрастании взаимных вызовов и угроз. Экономическая и информационная войны. Столкновения интересов конфликтующих сторон на третьих территориях (Украина, Сирия). Плюс утрата взаимного доверия и атмосфера абсолютного взаимного недоверия, формирующая политико-дипломатическую среду. При этом — отсутствие видимых перспектив выхода из кризисных политических отношений. Все эти атрибуты в отношениях России с Западом сегодня присутствуют сполна", — перечисляет Дмитрий Данилов.
Изжившие себя подходы политики прошлого века — это как раз то, против чего голосовали американцы, выбирая Дональда Трампа, и то, против чего голосовали британцы на референдуме по Brexit, считает Дмитрий Абзалов.