Михаил Демурин, для МИА "Россия сегодня"
В Берлине во вторник канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд заявили, что санкции в отношении России из-за ситуации на Украине необходимо продлить.
Европейский фактор
Главным поводом для продления санкций Меркель и Олланд называют отсутствие прогресса в выполнении минских соглашений по урегулированию украинского кризиса. Хотя в Европе есть страны и политики, не согласные с санкционным давлением на Россию, преобладающим остаётся мнение, озвученное лидерами Германии и Франции. Дополнительным фактором стало развитие ситуации в Сирии, где Запад стоит перед лицом провала своих планов и все более глубокой дискредитации вследствие поддержки группировок, явно демонстрирующих свою террористическую сущность.
Украинские метания
Киев, действительно, слишком глубоко увяз в болоте "европейских устремлений" и в гражданской войне. Выбраться из всего этого сам он уже не сможет, а альтернативой помощи со стороны Европы и США является только ненавистная "рука Москвы". Украинские "евроинтеграторы" понимают, что Украину эта рука из напастей вновь вытянет, но их лично поведёт не иначе как в суд. Так что руку эту они будут ещё некоторое время отталкивать.
События последнего времени, в том числе — недавняя история с интересом Надежды Савченко к контактам с руководством ДНР и ЛНР, — говорят о том, что, несмотря на промывание мозгов, и в малороссийском народе, и у проживающих на Украине русских ещё остаются гран здравомыслия и доля чувства самосохранения.
О России с долей самокритики
Понятно, что цена, которую все годы кризиса платила и продолжает платить Украина, — это цена не за "европейские устремления", как это формулирует Зеркаль. Это цена за желание опередить Россию на пути в Европу и пожить той жизнью, которой в 2000-е годы жила Прибалтика: и от России получать всё, что хочется, причём в возрастающих объёмах, и к Европе присоединиться, заплатив за это только русофобией.
Это время, однако, кончилось. Если бы Россия в своё время так же поставила бы вопрос в отношении прибалтов, как она его поставила в отношении Украины, и у них были бы проблемы с приёмом в НАТО и ЕС. Но Россия тогда была слишком благодушна.
Теперь ситуация несколько поменялась. Теперь и элита вынуждена признать, что этот тест Запад никогда не пройдёт, а единственным мотивом для готовности к учёту наших интересов может быть только наш мощный силовой и экономический потенциал.
Разговоры об "общих цивилизационных корнях" России и Запада и о намерении вместе строить некие "общие пространства", которые в своё время создали искажённое восприятие нашей страны не только у западников, но и на пространстве бывшего СССР, затихнут, конечно, не сразу. Но главный перелом в сознании российской элиты произошёл. Что касается простых граждан, то они всегда хорошо понимали суть интереса Запада к нашей стране.
Украинские перспективы
Число трезвеющих будет возрастать, и это изменит ситуацию в стране. Тогда важно будет не допустить, чтобы Запад повесил разрушенную им Украину только на нас, представив это в виде жеста дружбы и сотрудничества.
США как "добрый полицейский"
До последнего времени Европа безропотно следовала в фарватере Вашингтона, решившего добиваться изменений в политике России путём силового давления. Это у американцев не получилось с соответствующими последствиями для их внутреннего расклада в элитах. То, что американцы не успокоятся, у меня сомнений не вызывает. Просто действовать они будут методом "доброго полицейского".
Этот "добрый полицейский" демонстрирует намерение заниматься главным образом своими внутренними проблемами, а не переформатированием всего мира. Это хорошо, но реальность заключается в том, что за счёт своих ресурсов он и трети своих проблем решить не сможет. Значит, вопрос о том, как получить чужие ресурсы на своих, американских, условиях, с повестки дня снят не будет.
За расставание с иллюзиями и Украине, и России, и Западу придется ещё немало заплатить, но маятник пошёл по траектории возвращения всех к своему собственному естественному качеству, а значит мировая политика, оставаясь конфликтной и противоречивой, по крайней мере, освободится от наиболее одиозных либерально-глобалистских извращений.