МОСКВА, 9 дек — РИА Новости. Настало ли время для изменения Конституции РФ, оправдались ли последние поправки к ней, продлившие срок президентства до 6 лет и работы депутатов Госдумы до 5 лет? Своим мнением на сей счет с РИА Новости поделились историки, политологи и политики, стоявшие у истоков современных законов.
День Конституции в России отметят в понедельник. Главный документ страны был принят всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, официально он вступил в силу в день опубликования — 25 декабря. Указом президента РФ Бориса Ельцина от 19 сентября 1994 года этот день был объявлен государственным праздником.
Кроме того, что новая конституция РФ закрепила принцип разделения властей и сделала серьезный шаг по пути усовершенствования федеративного устройства России, ее нормам впервые в истории страны было придано прямое действие. Это означает, что любой человек может защитить свои права, ссылаясь на конституционные нормы. Ими же в первую очередь должны руководствоваться судебные и иные государственные органы при рассмотрении дел и решений спорных вопросов.
УНИКАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСЕСУС
Вспоминая, как создавалась конституция РФ в 90-х годах, бывший государственный секретарь РСФСР Геннадий Бурбулис подчеркивает, что этот документ стал уникальным политическим консенсусом.
"Конституция создавалась в условиях критических и даже трагических, когда было жестокое противостояние части Верховного совета и президента Ельцина, имею в виду 93-й год. И, в конечном счете, через конституционное совещание удалось выработать единый текст, он же был вынесен на общенародное голосование. Это было уникальное совершенно такое юридическое консенсусное преодоление этого кризиса", — сказал Бурбулис.
"Есть такое устойчивое убеждение, что, победив мятежников, президент Ельцин конституцию, в конечном счете, отредактировал, помня всегда об этой опасности. Исчезла должность вице-президента, появились дополнительные полномочия у главы государства, в том числе и в сфере законодательства… Это все и сегодня иногда рассматривается как избыточные президентские полномочия", — добавил политик.
Профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор исторических наук Дмитрий Гутнов напомнил, что "у нас в стране было с 1905 года немыслимое количество конституций: 1905 год, 1918 год, 1924 год, 1936 год, 78-й… и вот конституция независимой России – 1993 год". И во всех этих документах, по мнению историка, глава государства всегда занимал особенное положение.
Председатель совета директоров Фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский, вспоминая, как создавался главный юридический документ РФ в 90-е годы, отметил, что конституция "была вдохновлена и ориентировалась на ведущие и наиболее развитые конституционные модели, в том числе европейские — в частности, на Францию".
"У нас очень много общего с французской конституционной системой. И что касается сроков полномочий президента и парламента, то тут мы пошли немножко по другому пути и вот эти четырехлетние сроки позаимствовали у американцев, потому что у тех же, например, французов долгое время срок президентских полномочий в пятой французской республике был 7 лет", — сказал эксперт.
НУЖНЫ ЛИ ИЗМЕНЕНИЯ?
Двадцать лет, отмечает Бадовский, это небольшой срок для работы конституционной модели. "И, естественно, со временем может накапливаться определенный опыт и нарабатываться какая-то практика, в результате которой могут возникать вопросы о поправках в конституции… Конституция не тот документ, (куда – ред.) по любому поводу надо лезть руками, и действительно необходимость изменений может накапливаться, но все равно – это процесс долгий", — считает политолог.
Конституция может быть изменена только при серьезном трансформировании самого общества, отметил и первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов.
"Конституция, конечно, и сейчас актуальна. Конституция – такой документ, в который нужно вносить изменения не тогда, когда хочется, а тогда, когда это неизбежно. Надо понимать, что конституция всегда отражает некий баланс общественных сил, и пока этот баланс в обществе не меняется, серьезных изменений в конституции быть не может. Баланс сил не слишком поменялся в последние годы, поэтому я не думаю, что какие-то серьезные изменения могут быть внесены в конституцию в ближайшее время и что они нужны", — сказал он.
Однако гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что "конституция, конечно, не священная корова, и, как основной закон страны, она должна меняться, но меняться очень осторожно". Например, политолог считает нужным отредактировать в документе часть, связанную с приоритетом международного права.
"Прежде всего, вызывают очень много вопросов признание в конституции приоритета международного права над национальным законодательством – это дает возможность воздействовать на Россию извне, подвергая ее различного рода унижениям и обременениям", — сказал эксперт. Он добавил, что "необходимо избавиться от этой странной зависимости, которая, видимо, по неосторожности была внесена в первоначальный текст конституции в 1993 году".
По мнению же главы президентского Совета по правам человека (СПЧ), одного из авторов ныне действующего закона о СМИ Михаила Федотова, прежде чем говорить о каких-либо изменениях в конституции РФ, нужно использовать весь ее потенциал.
При этом глава СПЧ подчеркнул, что нужно "наполнять конституционные нормы реальным практическим содержанием" в самых разных аспектах: и местного самоуправления, и федерализма, и независимости суда, и так далее.
НОВЫЕ СРОКИ ГОСДУМЫ И ПРЕЗИДЕНТА
"Техническое увеличение сроков полномочий Госдумы и президента РФ оправдали себя, потому что придали политической системе больше устойчивости, позволяя прогнозировать и просчитывать ситуацию на довольно длительное время, что, безусловно, позитивно сказалось на экономических, социальных и иных процессах", — отметил Мухин.
В декабре 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон о поправке к конституции, касающейся изменения сроков полномочий президента и Государственной думы. Закон предусматривает, что президент РФ избирается сроком на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права тайным голосованием, а Госдума — сроком на 5 лет. Соответствующие поправки внесены в часть 1 статьи 81 и часть 1 статьи 96 Конституции РФ.
Емельянов объясняет, что продление президентского срока "было совершенно правильным", так как глава страны решает стратегические вопросы, но "за короткий срок, четыре года, решить стратегические проблемы невозможно".
"То же самое и для депутатов, потому что при 4-летнем сроке новые депутаты первый год только узнают, в какой кабинет заходить, начинают работать со второго года, а с середины третьего начинают готовиться к следующим выборам. Так что времени для работы оставалось очень мало, и эта работа была менее эффективной, чем сейчас", — сказал политик.
Однако, по мнению Федотова, главный вопрос сейчас заключается не в сроке работы, например, той же Госдумы РФ, а в эффективности этой работы.
"Я полагаю, что сроки могут быть разными. Они могут быть длиннее, могут быть короче, но главное не срок, а эффективность. Я очень рассчитываю на то, что нынешний созыв Госдумы будет эффективнее, чем прошлый созыв. Во всяком случае, сейчас можно отметить уже некоторые позитивные перемены в работе Госдумы – я имею в виду, прежде всего, больше организованности и меньше спешки, это позитивно", — заключил он.