МОСКВА, 1 дек — РИА Новости. Россия предпринимает все меры по противодействию терроризму, а приоритетом своей деятельности считает укрепление международной законности, следует из новой концепции внешней политики России. Российский эксперт отмечает, что в документе подчеркивается заинтересованность РФ в диалоге с зарубежными партнерами.
Предыдущая версия концепции была принята в феврале 2013 года и теперь признана утратившей силу.
Как говорится в документе, опасность войны, в том числе ядерной, ведущих держав невысока, но возрастают риски втягивания в региональные конфликты. "В условиях обострения политических, социальных, экономических противоречий и роста нестабильности мировой политической и экономической системы повышается роль фактора силы в международных отношениях. Наращивание и модернизация силового потенциала, создание и развертывание новых видов вооружения подрывают стратегическую стабильность, создают угрозу глобальной безопасности, обеспечиваемой системой договоров и соглашений в области контроля над вооружениями", — говорится в тексте концепции.
Антитеррор и законность
В документе сказано, что Россия рассматривает борьбу с международным терроризмом в качестве "важнейшей государственной задачи". В этой связи в Москве осуждают терроризм во всех его проявлениях, а также "применяют в соответствии с международным правом и российским законодательством все необходимые меры по предупреждению терроризма и противодействию ему, защите государства и своих граждан от террористических актов, борьбе с распространением идеологии терроризма и экстремизма".
Главным направлением в борьбе с терроризмом, в том числе с запрещенной в РФ группировкой "Исламское государство" (ИГ), должно стать создание широкой международной коалиции на прочной правовой базе, говорится в концепции. В документе отмечается, что глобальная террористическая угроза приобрела качественно новый характер с появлением ИГ и подобных этой организации объединений.
Россия выступает за урегулирование в Сирии и сохранение территориальной целостности страны. Как говорится в концепции, урегулирование в Сирии должно происходить на основе принятых международных документов. "Россия поддерживает единство, независимость и территориальную целостность САР как светского, демократического, плюралистического государства, представители всех этноконфессиональных групп которого будут жить в мире и безопасности и пользоваться равными правами и возможностями",- говорится в документе.
В концепции также обозначена позиция Москвы по ситуации в Афганистане. В частности, в документе говорится, что ситуация в этой стране угрожает РФ и другим членам СНГ. Там отмечается, что сохраняющаяся нестабильность в Афганистане "на фоне вывода из страны большей части международных военных контингентов несет серьезную угрозу безопасности России и других государств-участников СНГ".
Давление на РФ подрывает глобальную стабильность
Курс США и союзников на сдерживание РФ, оказание политического и экономического давления подрывает региональную и глобальную стабильность, говорится в концепции. "Проводимый США и их союзниками курс на сдерживание России, оказание на нее политического, экономического, информационного и иного давления подрывает региональную и глобальную стабильность, наносит ущерб долгосрочным интересам всех сторон, противоречит возрастающей в современных условиях потребности в сотрудничестве и противодействии транснациональным вызовам и угрозам", — говорится в документе.
РФ заинтересована в выстраивании взаимовыгодных отношений с США с учетом особой ответственности двух стран за международную безопасность, но диалог должен быть равноправным. "Россия исходит из того, что поступательное и предсказуемое развитие диалога с США как по вопросам двусторонних отношений, так и по вопросам мировой значимости возможно только на основе равноправия, взаимного уважения интересов и невмешательства во внутренние дела друг друга", — говорится в концепции.
РФ не признает экстерриториального осуществления США своей юрисдикции вне международного права, "не приемлет попыток оказания военного, политического, экономического или иного давления и оставляет за собой право жестко реагировать на недружественные действия, в том числе путем укрепления национальной обороны и принятия зеркальных или ассиметричных мер".
Также Россия негативно относится к расширению НАТО, приближению ее инфраструктуры к российским границам и наращиванию военной активности альянса "как к действиям, нарушающим принцип равной и неделимой безопасности и ведущим к углублению старых и появлению новых разделительных линий в Европе".
Кроме того, Россия продолжит активно развивать сотрудничество с КНР во всех областях, совпадение подходов двух государств к решению ключевых вопросов мировой политики рассматривается в качестве одной из базовых составляющих глобальной стабильности. РФ продолжит выстраивать добрососедские отношения и связи с Японией в целях стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Разоружение и американская ПО
В концепции сказано, что Россия выступает за конструктивное сотрудничество с США в сфере контроля над вооружениями, но переговоры о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений возможны только с учетом всех факторов, влияющих на стабильность, в то время как создание глобальной системы ПРО США — это угроза нацбезопасности РФ.
"Россия выступает за конструктивное сотрудничество с США в сфере контроля над вооружениями при обязательном учете неразрывной взаимосвязи между стратегическими наступательными и оборонительными средствами, императивности придания процессу ядерного разоружения многостороннего характера", — говорится в документе.
Россия неукоснительно соблюдает свои международные обязательства по контролю над вооружениями, добивается того же от своих партнеров, говорится в концепции. В документе говорится, что Москва последовательно выступает за укрепление международной безопасности на стратегическом и региональном уровнях. В этой связи Россия "неукоснительно соблюдает свои международные обязательства в отношении контроля над вооружениями, добиваясь того же от своих партнеров".
Россия также поддерживает создание зон, свободных от ядерного оружия и другого оружия массового уничтожения, прежде всего на Ближнем Востоке.
Россия за диалог
Доцент факультета мировой политики МГУ Алексей Фененко считает, что в концепции подчеркивается незаинтересованность РФ в развале ЕС, а также важность ООН как основного инструмента мира.
"Первое, что бросается в глаза, — это система региональных приоритетов. На первом месте стоит СНГ, причем само слово СНГ появляется гораздо чаще, чем ЕврАзЭС. То есть, видимо, все-таки Россия не ставит до конца крест на интеграции в рамках всего СНГ. И, наверное, мы рассматриваем все пространство СНГ пока еще как центральный интеграционный проект. То есть разговоры о том, что для нас евразийский союз полностью заменил СНГ – это пока несостоятельно", — сказал РИА Новости Фененко.
"На втором месте идет Европейский совет, отношения с ЕС. Это интересный момент, потому что, начиная с 2009 года, сингапурской речи Дмитрия Медведева, мы говорили о повороте в Азию. Похоже по этой концепции, что поворота в Азию так и не произошло в той форме, как мы это ожидали. Пока идет выстраивание дальше долгосрочных отношений с ЕС, затем отношения с НАТО, отношения с США и только затем указан АТР. То есть фактически на четвертом месте", — сказал он.
Как отметил эксперт, в концепции говорится о том, что регион нужен России в контексте экономического подъема Сибири и Дальнего Востока, затем следует ШОС. "То есть никакого прорыва России в Азию уже в общем-то, судя по этой концепции, нет. Похоже, что мы признаем это направление закрывшимся, что Россия должна стать азиатской страной. Пока речь идет только о взаимоотношениях с Индией, Китаем, ШОС, но не, как в 2009–2010 годах, о превращении России в восточно-азиатскую державу", — сказал он.
"То есть пока говорить о том, что санкции полностью превратили Россию и ЕС во врагов, в общем-то нельзя, и этого не предвидится, судя по всему. НАТО — также говорится о том, что у нас пока еще сохраняется сотрудничество в области общих угроз, то есть терроризм, распространение оружия массового поражения. Мы, несмотря на все санкции, по-прежнему хотим диалога с НАТО, мы не говорим о том, что мы переходим в официально враждебную позицию к НАТО, и не называем их врагами, ну и, наконец, про США тоже говорится о наличии потенциала взаимодействия. Однозначно не указано, что Россия переходит на враждебные Западу позиции", — сказал эксперт.
Дальнейшее сокращение ядерных потенциалов, обозначенное в новой внешнеполитической концепции РФ, возможно только при встречных шагах США и их союзников по НАТО, входящих в ядерный клуб — Франции и Великобритании, полагает главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.
"Россия будет готова к практическим переговорам по сокращению своего ядерного арсенала при выполнении трех ключевых условий. Первое условие — это полный вывод американского тактического ядерного оружия из Европы на территорию континентальных США", — сказал Коротченко.
Второе условие, по словам эксперта, это подключение к процессу ядерных сокращений двух ключевых союзников США по блоку НАТО, которые являются членами ядерного клуба — Великобритании и Франции.
"При ведении переговоров с одной стороны должна выступать российская делегация, а с другой — американо-британо-французская. Совокупный ядерный потенциал этих трех стран должен суммироваться и противопоставляться российскому", — отметил собеседник агентства.
Он добавил, что третье условие для продолжения переговоров по сокращению ядерных потенциалов — введение обязывающих юридических документов, регулирующих деятельность глобальной системы американской противоракетной обороны. Это касается европейского сегмента ПРО, а также морского сегмента ПРО США в морских акваториях, омывающих территорию России.
"Здесь необходимо некое соглашение, которое регламентировало бы размещение и функционирование объектов американской системы ПРО наземного и морского эшелонов, потенциально угрожающих деятельности стратегических ядерных сил РФ", — заявил Коротченко.
Международная антитеррористическая коалиция, необходимость создания которой отражена в новой концепции внешней политики РФ, должна сделать создание глобальных террористических образований невыгодным политико-экономическим проектом, считает военный политолог, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова подполковник запаса Александр Перенджиев.
Он также считает, что противодействие международному терроризму со стороны всех ведущих государств мира должно быть в первую очередь политическим.