Россия проводит дружескую политику в отношениях с Грецией, и Греция отвечает ей тем же и не намерена по чьему-либо требованию прекращать отношения с Россией или играть в "холодную войну" против нее, заявил специальный советник премьер-министра Греции по вопросам сотрудничества с Россией Димитриос Веланис. Более того — Греция намерена укреплять отношения с Россией новыми проектами, сообщил он.
О перекрестном годе, роли России в регионе и в борьбе с терроризмом, визите Обамы и антироссийской пропаганде, санкциях и крупных экономических и культурных проектах Веланис рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости в Афинах Геннадию Мельнику.
— Господин Веланис, как вы можете охарактеризовать итоги проходящего перекрестного года России и Греции?
— Одним словом — большой успех. Заканчивается 2016 год, перекрестный год России и Греции. Множество мероприятий прошло, множество встреч, культурный обмен, взаимные выставки, договоренности. Неисчерпаемый духовный, исторический, народный потенциал характеризует содержание греко-российских отношений сегодня.
Десятая сессия межправительственной комиссии, которая недавно прошла, подчеркнула тенденцию увеличения и торгово-экономических отношений, потенциала между нашими странами. Идут активные переговоры в области бизнеса, готовятся совместные проекты во всех отраслях экономики, несмотря на существующие санкции против России и принятие Россией адекватных контрсанкций, под которые попадает и Греция.
Надо объективно и честно отметить, что Россия продолжает дружескую политику в отношениях с Грецией и Греция отвечает адекватно, признавая историческую и нынешнюю роль России в регионе и для самой Греции.
— В последнее время обсуждается, повлиял ли визит президента США Барака Обамы в Грецию на отношения между Афинами и Москвой.
— Если говорить реально о греко-российских отношениях, о тех американских "запретах", о которых говорится во многих средствах массовой информации, я бы ответил следующее.
Но есть и отрицательная сторона. Многие средства массовой информации и многие центры, недоброжелательно настроенные к Греции, писали, что Обама приехал с целью оказать давление или запретить Греции работать с Россией.
Я ответственно говорю, что, конечно, попытки запрета не было. Думать, что Греции можно что-то запретить, — это большая ошибка, это полный абсурд.
Никакого давления, а тем более запрета, не было и не будет.
Пусть каждый выражает свое отношение к России, это их дело. Посмотреть, так оказывается, что Россия и Путин стали главной предвыборной темой в Соединенных Штатах и Франции.
Что касается Греции, то греческое правительство руководствуется только подписанными соглашениями между нашими странами, руководствуется теми дружескими отношениями, которые сложились между президентом России Путиным и греческим премьер-министром Ципрасом. И не надо забывать, что три официальные встречи прошли между ними за полтора года. Это не случайность.
Спрашивается — какой мы видим роль России сегодня? Будем откровенными — никому из стран и народов Россия не навредила своей политикой, абсолютно никому. Наоборот, мы считаем, что Россия и помогла, и помогает многим народам в регионе.
Мы считаем, что присутствие России в Сирии остановило распространение чумы террора в обширном регионе. Жизнь показала, что именно отсутствие России в происходящих событиях способствует разгулу беспредела и террора, как это было в Ливии, в Ираке и в других странах региона.
Весь мир признает, что слова и лозунги про насаждение силой демократии, про изменение режимов извне и так далее никому, ни одному народу не принесли успеха. Мы видим, что разные круги с разными подходами стараются провоцировать Россию и подтолкнуть ее на агрессивные военные действия, как это происходит сейчас на границах с Украиной, на границах с Крымом.
Это абсолютно бессмысленная политика против России, которая, кстати, приводит обычно к крупному поражению тех, кто пробует ее реализовать в жизни.
Конкретно мы с Россией будем работать. Запрета на отношения Греции с Россией мы не принимаем ни от кого. Мы верим мирному внешнеполитическому курсу России, мы благодарны проводимой дружеской и партнерской политике Путина по отношению к Греции.
Россия не один раз заявляла, что уважает членство Греции в Европейском союзе, всегда это подчеркивал и президент Путин на встречах с ним.
Преодоление кризиса в Греции прямо связано с развитием ее экономики. А развитие ее экономики, я считаю, прямо связано с Россией. Туризм, энергетика, судостроение, агропромышленный комплекс, культура — это все отрасли греческой и российской экономики, которые взаимосвязаны и помогут нашим народам.
Поэтому Греция никогда не согласится играть в "холодную войну" против России. Наши отношения будут в новом 2017 году укрепляться практическими делами и новыми проектами. Другого пути нет и не будет.
— Политические отношения между двумя странами прекрасные. Что касается экономических отношений, вы сказали о новых проектах. Какие проекты сейчас готовятся?
— Готовятся крупные проекты в области энергетики. Мы ожидаем присутствия России в энергетической области. Посмотрим, как продолжится история с газопроводом. Мы надеемся и верим, что газопровод пойдет через Грецию.
Мы очень сильно поддерживаем этот маршрут, независимо от того, как будет поступать российский газ — через Турцию или через Болгарию. Это вопросы России и ее отношений с этими странами.
Мы неоднократно говорили и сейчас повторяем, что не представляем энергетическую безопасность Греции и всей Европы без участия России в ней. Это наша главная позиция, и мы будем ее поддерживать.
Есть и другие планы. В агропромышленном секторе разрабатываются проекты по созданию совместных предприятий по импортозамещению, то есть производству товаров на территории России.
Разрабатываются также крупные проекты по созданию совместных предприятий в области судостроения и судоремонта на греческих и на российских верфях. Но подробнее о таком сотрудничестве объявят сами предприятия.
Обсуждается также большой проект в области культуры двух стран — на основе сотрудничества между театрами, между музеями и другими культурными учреждениями.
В области туризма мы готовим большой проект по лечебному туризму с использованием возможностей греческой природы, где есть лечебные воды, лечебные грязи. Развитие этого вида туризма поможет и Греции, и России, совместная работа позволит пенсионным и профессиональным фондам России использовать возможности Греции.
Я бы особо выделил и сотрудничество, может быть, и не очень масштабное, но символическое, с центром подготовки космонавтов имени Гагарина. Скоро будет подписано соглашение центра Гагарина с греческим центрами реабилитации, которые выбрали сами космонавты, где они смогут восстанавливаться после полетов и ощущать себя как дома.
— Премьер-министр Греции Алексис Ципрас 25 ноября посетил во Фракии строительство Трансадриатического газопровода. Честно говоря, я не ожидал, что за полгода уже сделан такой объем работы. Строительство газопровода для поставок российского газа может пойти такими же темпами?
— Да, готовность к этому есть. Есть даже готовая компания, и определен совет директоров. Вся почва подготовлена, надо лишь решить вопросы подступа к Греции российского газа, как он пойдет.
— А с Брюсселем вопросы решаются?
— Все знают, и в Брюсселе знают позицию Греции. В рамках ЕС это все обсуждается, и я думаю, что здесь проблем не будет, поскольку и сам Европейский союз обсуждает с Россией вопросы энергетического сотрудничества, а самая большая страна ЕС — Германия продолжает обсуждать с Россией "Северный поток", другие вопросы.
Так что здесь мы не видим никаких противоречий. Мы будем защищать интересы Греции, потому что держать страну долго в кризисе народ не разрешит.
— Греческое правительство проводит сейчас структурные изменения в экономике. Россия может здесь как-то помочь? Какие отрасли производства интересуют Грецию?
— Есть отрасли сотрудничества, в которых Россия может сильно помочь и получить результат. Да, проводятся структурные изменения в экономике, идет реализация греческих активов как в энергетической отрасли, так и других отраслях. Например, развитие портов в Греции — Россия заинтересована в создании транспортных центров для обслуживания торговли, как импорта в Россию, так и экспорта российской продукции через эти порты, чтобы избавиться от трудностей прохождения узкого пролива Босфор. Мы не случайно говорим, что северные порты Греции готовы и смотрят на Россию. Накануне премьер-министр Греции говорил о строительстве железной дороги из северной Греции, из Александруполиса в Болгарию, в Бургас с выходом на Черное море. Это свяжет морские пути с железной дорогой. Это очень интересные проекты.
Структурные изменения происходят и в использовании греческих активов в области металлургии, в производстве никеля. Греческие компании сегодня серьезно думают об участии российских производителей в производстве никеля в Греции, которое сейчас находится в плачевном состоянии, но которое можно поднять и сделать очень конкурентоспособным и современным. Это компания ЛАРКО.
Я бы назвал еще область деревообработки. В Греции есть очень хорошие заводы, которые остались без сырья, а кризис в экономике еще больше ударил по ним. Мы ведем переговоры и пригласили к участию российские предприятия, которые имеют не только перерабатывающие мощности, но и сырье. Это даст возможность совместно выйти на европейский рынок с продукцией деревообработки. Это интересной проект.
— Недавно было подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве в образовании и науке. Какие-либо подробности есть?
— Греческая сторона заинтересована в совместных исследованиях в квантовых технологиях, этот вопрос обсуждался и на сессии межправкомиссии. Обсуждается и другоенаучное сотрудничество, например между университетом Аристотеля города Салоники и российским центром подготовки космонавтов. Обсуждается вопрос обмена студентами и учениками школ. Сотрудничество в области образования может стать важным звеном в развитии будущих отношений.
Обсуждается и увеличение преподавательского состава для обучения русскому языку в греческих школах. И мы с большой радостью узнали, что Россия решила ввести занятия греческим языком в российских школах. Это не только радость для нас, но и гордость. Мы же будем помогать распространению русского языка в Греции. Это поможет и образованию, и росту общей культуры, это поможет и повышению уровня экономического сотрудничества.
Что касается культуры, то сейчас с большим успехом проходят выставка Эрмитажа в Византийском музее в Афинах и греческая выставка в Москве.
И у нас есть мечта — создать греко-российский культурный многопрофильный центр. Сейчас обсуждаются инвестиции в этот центр, который вел бы не только совместную работу в театре и в кино, но и помогал образованию с детского возраста в области культуры, спорта, танца, то есть в тех отраслях, которые в России очень развиты. Мы думаем, что этот проект скоро реализуется. Греческое общество очень заинтересовано в нем.
— Я бы хотел вернуться к визиту Обамы. Все-таки вопрос об отношениях Греции с Россией поднимался на переговорах в плане того, что они выбиваются из режима санкций?
— Да. Всем понятно, что давление оказывается в отношении санкций, в отношении ограничения роли России. Это не скрыть. Кому-то мешает присутствие России в нашем регионе и его расширение. Мы это видим и на примере Сирии.
Мы видим роль России в Сирии и как она положительно повлияла на ускорение процесса подавления террора, и мы видим какова была реакция других стран, которые как будто даже обиделись, что Россия вмешалась. Это неполноценный подход, мы видим необъективную оценку роли России. А если необъективная оценка, значит, есть какие-то подводные течения. Возможно, это связано с международной конкуренцией.
Политика стало очень сложной, но надо верить только традиционным связям дружбы и поддержки, которую Россия всегда оказывала Греции. Мы будем идти по этому пути и не будем обращать внимание на попытки указать, какие отношения нам надо иметь.
— Последние дни обсуждается якобы нарушение Россией европейского эмбарго, когда российские танкеры поставляют топливо для российской авиации в Сирии. В Греции как относятся к тому, что российские танкеры везут топливо для российских войск?
— Я бы ответил словами, высказанными в министерстве обороны России и в российском МИДе, — санкции, принятые Европейским союзом и НАТО, не касаются России, потому что она не член этих организаций. Мы понимаем, что Россия, размещая в Сирии свой флот и авиацию, конечно, должна и заправлять их. Самолеты без керосина не летают.
Мы знаем, что российские самолеты бомбят террористов, а не народ Сирии, как утверждают некоторые западные центры. Заявления, что Россия атакует мирные объекты, — стопроцентная неправда. Западные СМИ не показывают того, что происходит в действительности, и похоже, что против России работает пропаганда. Но греческий народ все понимает.
— То есть никаких действий против гражданского российского флота ждать не стоит?
— Соответствующие органы Греции занимают определенную позицию. Я думаю, что вопрос запрета вообще не стоит. Это не наш вопрос, это вопрос России и интересов России. А мы против интересов России не пойдем, у нас нет оснований этого делать. Я считаю, что это позиция Греции, которой она будет придерживаться.