Анна Кочарова, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Зажигательные кубинские танцы и музыка, сигары и ром, братский народ и конечно, главный герой – Фидель Кастро. В Советском Союзе послереволюционная нищая Куба была островом не только Свободы, но и жизнелюбия.
Песня "Куба — любовь моя"
Заглавная строчка песни – "Куба – любовь моя" – уже давно стала крылатой фразой. Кажется, что лучшего заголовка для любого текста или фильма о Кубе не найти. Этот, как сегодня говорят, хит написали главные советские песенники – композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов. Работа была приурочена к визиту Фиделя Кастро в город Братск в 1962 году.
Кубинские танцевальные ритмы и революционный пафос песни – вот главные представления советского народа тех лет об острове Свободы. Песня была невероятно популярна, ее исполняли многие певцы. Но самые запоминающиеся записи – Муслима Магомаева и Иосифа Кобзона. На съемках новогоднего огонька 1962 года Иосиф Кобзон исполняет песню в сопровождении группы танцоров. Он одет в военную форму, у него борода "а ля Фидель" и время от времени он страстно сверкает глазами. За его спиной – кордебалет в камуфляже и с оружием.
Портреты Фиделя Кастро
Из двух главных героев революции поколение 60-х выбрало себе в кумиры Фиделя Кастро, молодежь начала ХХ века – Че Гевару. Портреты Фиделя Кастро создавали многие признанные советские художники и скульпторы от классика монументального искусства Льва Кербеля до менее популярных авторов.
Фидель Кастро был идеальной натурой – яркий красавец, харизматичный, с правильными чертами лица и невероятной внутренней энергетикой. Все это читается сегодня даже на любых карандашных рисунках. Портреты Кастро советские живописцы создавали не только в хрущевские времена, но и позже, в эпоху Брежнева.
Одним из первых на остров в 60-ые годы отправился тогда еще молодой художник, а позже – классик сурового стиля Петр Оссовский. Он вспоминал, как сделал набросок Кастро во время обеда, пока тот разговаривал с советскими гимнастами. Позже Оссовский завершил портрет уже в Москве.
Фидель Кастро и Евгений Евтушенко
Среди первых делегаций представителей советской творческой интеллигенции на Кубу отправился и поэт Евгений Евтушенко. Известно, что с Фиделем Кастро его связывало личное общение. Об этом нам сегодня напоминают не только стихи поэта, но и, например, недавний художественный телевизионный сериал "Таинственная страсть".
Евгений Евтушенко ездил в начале 1960-х на Кубу, познакомился лично с Фиделем Кастро, общался с ним. Итогом этой поездки тогда стала поэма в прозе "Я – Куба". В 1964 году Евтушенко переработал ее в сценарий, а Михаил Калатозов снял одноименный фильм. Несколько новелл рассказывают о судьбах простых людей накануне кубинской революции.
Балет "Кармен-сюита", Плисецкая и хореограф Алонсо
Легендарный балет "Кармен-сюита" и сегодня считается не только классикой балетного жанра, но и одной из ярчайших постановок второй половины ХХ века. Этот балет создал для балерины Майи Плисецкой кубинский хореограф Альберто Алонсо. Еще в середине 1940 Алонсо вместе с женой и братом основал на Кубе свою балетную труппу, позже – Национальный театр балета.
Надо сказать, что на Кубе существует очень сильная и славящаяся на весь мир хореографическая школа. Классическим балетом занимаются многие дети, даже из самых малообеспеченных семей. Кубинские танцоры работают в лучших труппах по всему мира.
В 1967 году по просьбе Майи Плисецкой Альберто Алонсо поставил для нее в Большом театре балет "Кармен-сюита" на музыку Ж.Бизе в редакции Родиона Щедрина. Сейчас это может показаться странным, но постановка в то время казалась скандальной: Плисецкая встала на сцене на полную ступню, что недопустимо для академического танца. Впрочем, возмущало советских цензоров, скорее, другое – та открытая сексуальность, с которой Плисецкая танцевала свою Кармен.
Гастроли кубинских танцевальных ансамблей
На фоне официальной советской эстрады многочисленные гастроли кубинских ансамблей танца в Советском Союзе были настоящим глотком свободы. Будто представители иной цивилизации, кубинские музыканты исполняли синкопированные мелодии на гитарах и маракасах, а танцовщики в костюмах с пышными рукавами откровенно двигали бедрами на сцене. Они очаровывали публику и несли счастье и радость. Увлечение было практически повальным – вместо гимнастических пирамид пионеры разучивали кубинские танцы. Поветрие не было мимолетным, а растянулось на пару десятилетий.