Второй выпуск специального радиопроекта "Арктика: что оставим потомкам?" посвящен освоению Арктического шельфа. Цикл программ будет выходить в прямом эфире русскоязычной радиостанции Sputnik, в записи их можно услышать и почитать в рубрике "Аналитика и комментарии" в мультимедийном проекте МИА "Россия сегодня" — "Дни Арктики в Москве".
Освоение Арктического шельфа — один из наиболее значимых национальных проектов России. Это огромный сырьевой резерв страны, и один из немногих регионов мира, где имеются практически нетронутые запасы минерального сырья – углеводородов, руд, угля.
Перспективы освоения арктического шельфа огромны. Только разведанные запасы углеводородов составляют четверть всех мировых запасов. Шельф, которым владеет Россия, хранит до 25% запасов нефти и до 50% — всех разведанных запасов газа страны.
При этом надо учитывать, что согласно прогнозам, месторождения на суше постепенно истощаются – Россия, например, их выработает за 30 лет. Поэтому освоение арктического шельфа становится все более актуальным.
К настоящему времени в Арктике обнаружено 60 крупных месторождений углеводородов, 43 из которых расположены в российском секторе, в США – только 11.
Правительством принята госпрограмма по социально-экономическому развитию Арктической зоны на период до 2020 года.
"Программа составляется по принципу опорных зон, внутри которых выделяются крупные инвестиционные проекты, которые являются драйверами развития, — комментирует Михаил Григорьев, член научного совета Совета безопасности России. — Для Арктической зоны РФ драйверы развития – проекты освоения минеральных ресурсов. В основном это углеводороды, но есть еще руды, уголь. Экономическое развитие региона как раз связывается с этими проектами. Что будет реализовано? Будут продолжаться те проекты, которые начаты некоторое время назад – Варандейское месторождение нефти (Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция), "Приразломное" (Печорское море). Скоро в рамках проекта "Ямал СПГ" будет запущена отгрузка сжиженного природного газа из порта Сабетта (Обская губа Карского моря). Будет развиваться новый порт Норильск. Достаточно много крупных проектов – более десяти".
Вместе с тем, существует много сложностей в освоении арктического шельфа. Для круглогодичной добычи нефти и газа требуются ледостойкие платформы. Такая уже работает на одном из наиболее крупных нефтяных месторождений — "Приразломное", в Печорском море. Там 7 месяцев в году суровая зима, дрейфующие льды, температура воздуха под минус 50. А летом часто штормы, волны до 9 метров.
К компаниям, работающим в Арктике, предъявляются жесткие требования по соблюдению экологических норм. Все они имеют проработанные механизмы предупреждения и ликвидации возможных разливов нефти. "Делается всё, чтобы минимизировать негативные последствия для экосистемы региона, — говорит Михаил Григорьев, — первое – это составление прогнозов возможных видов экологического ущерба в связи с хозяйственной деятельностью по освоению природных ресурсов и развитием обеспечивающей инфраструктуры. И второе – это разработка превентивных мероприятий, чтобы минимизировать ущерб, либо исключить его полностью. Сейчас в любое лицензионное соглашение, связанное с нефтегазовыми поисковыми работами на арктическом шельфе включено положение о том, что недропользователь должен быть готов к проведению мероприятий по ликвидации аварийного разлива с использованием передовых технологий".
И это не некая отвлеченная декларация о намерениях, а конкретный план действий. Кстати, за все время освоения российскими компаниями месторождений в Арктике не произошло ни одного мало-мальски серьезного разлива. И, тем не менее, команды спасателей непрерывно мониторят ситуацию и всегда готовы к ликвидации чрезвычайных ситуаций. И имеют для этого полный арсенал современных средств.
Но арктический шельф России перспективен не только в плане углеводородных запасов. Есть основания предполагать, что шельфовые недра Северного Ледовитого океана хранят огромные запасы других полезных ископаемых. Это – никель, свинец, марганец, олово, платина, золото, алмазы. Перспективным является также освоение биоресурсов арктического шельфа. Там уже сейчас добывается около 15 % всей рыбы и морепродуктов страны.
Интенсивное освоение шельфа и социально-экономическое развитие российского побережья Северного Ледовитого океана невозможно без наращивания пропускной способности Северного морского пути (СМП).
"Безусловно, решение всех этих задач по освоению минеральных ресурсов без него (СМП) просто невозможно реализовать, — считает Михаил Григорьев. — Они идут в паре. Экономические эффективные проекты освоения природных ресурсов будут развивать инфраструктуру северного морского транспортного коридора, в первую очередь центральный сектор Севморпути".
Северный морской транспортный коридор — это не только кратчайший путь из европейской в азиатскую часть России. Но это также и самый короткий путь из Европы в Азию – вдвое короче, чем через Суэцкий канал. Перевозка грузов по этому маршруту станет дешевле как минимум на 30%. При прогнозируемых темпах глобального потепления, к 2050 году большая часть акватории Северного Ледовитого океана будет свободна ото льдов. Тогда Северный морской путь сможет функционировать круглогодично.
Сейчас он работает для обеспечения транзита с конца июля по ноябрь.
Таким образом, освоение и развитие Арктики, Русского Севера – это надежный гарант будущего экономического могущества России.
Владимир Бычков