Владимир Лепехин
21 ноября в Киеве и других городах Украины состоятся массовые мероприятия, посвященные началу Оранжевой революции 2004 года и "евромайдану" 2013 года. Но эта дата вряд ли станет национальным праздником: все идет к тому, что 21 ноября станет для Украины (и уже становится) днем траура. Во всяком случае, Киев готовится к кардинальной смене отношения Запада и, прежде всего, США к украинской проблеме.
Советологи пытаются переобуться
В российских социальных сетях с некоторых пор стало популярным выражение "переобуться в прыжке", применяемое к разного рода политологам, меняющим свою позицию в зависимости от складывающейся обстановки. Переобувание в прыжке сегодня крайне популярно не только на Украине, но и в США.
На минувшей неделе группа американских экспертов предложила, в расчете на внимание избранного президента, стратегию переформатирования отношений между США и Россией на украинском направлении. Юристы Джеффри Берт, Джеймс Хитч, Питер Петтибоун и Томас Шиллингло опубликовали в журнале The National Interest рекомендации относительно того, как можно обеспечить деэскалацию украинского кризиса и компромисс между США и Россией по данному вопросу.
Задача примирения США и России сама по себе благородная. И Украина, вне всякого сомнения, — не та страна, из-за которой две супердержавы должны входить в геополитический клинч. Вместе с тем, рекомендации группы "переобувающихся" юристов являются ярким свидетельством не только смены в США общеполитического тренда, но и серьезного кризиса в американской экспертной среде.
Речь идет не только об отсутствии в высоких интеллектуальных кругах современных США качественной гуманитарной мысли, но также об очевидной неадекватности прикладного политического анализа в этой стране, в особенности — на тех направлениях, которые касаются оценок действий российских политиков.
Компромисс — не в традиции США
В констатирующей части своих рекомендаций эксперты The National Interest считают важнейшими компонентами прежней политики США существенное расширение НАТО в восточном направлении, а также действия НАТО и США в Сербии, Ираке, Ливии вместе с "цветными революциями" в бывших советских республиках. Что, по их мнению, было воспринято Путиным как намерение прямо, либо опосредованно дестабилизировать власть в Москве.
На самом же деле проблема вовсе не в том, как воспринял названные действия Запада российский президент. Проблема в том, что Россию в целом не устраивает внешняя политика США как таковая, их идеология и стремление выстроить под себя весь мир. Позиция России состоит в сохранении многополярности мира, базирующегося на Ялтинских соглашениях и принципах, зафиксированных в Уставе ООН. О чем российские лидеры говорят постоянно и со всех трибун.
Американские же эксперты, не допуская, что у какого-либо государства может быть какая-то иная, не утилитарная и не эгоистическая позиция, по сути не слышат Россию.
Непонимание мотивов и интересов Москвы — главный фактор несерьезности и даже карикатурности предлагаемых авторами The National Interest рекомендаций по оздоровлению американо-российских отношений и согласованию позиций по Украине.
Так, при Обаме представители Госдепа говорили прямо: Украина должны быть выведена из сферы влияния России, воссоединение Крыма с Россией — это аннексия, а преступления нацистов и карателей на Донбассе — борьба Киева за демократию и целостность государства. Соответственно, российским политикам и экспертам американская сторона открытым текстом предлагала помолчать.
Между тем, авторы The National Interest предлагают всё то же самое, хотя и не в столь откровенной форме.
Три предложения и три контраргумента
Первое неадекватное предложение американских "интеллектуалов" сводится к тому, чтобы Россия и Запад "согласились не соглашаться" со статусом Крыма на неопределенно долгий срок.
Почему вдруг Россия должна не соглашаться с новым статусом Крыма? Сергей Лавров давно высказал официальную позицию РФ, что решение о воссоединении Крыма с Россией "пересмотру не подлежит".
Во-вторых, группа юристов предложила России и США договориться о "сохранении статус-кво Донбасса как части Украины" и об "эффективно реализуемом прекращении огня".
Третье предложение заключается в следующем: "США, Европа, Россия и Украина должны совместно оценить ситуацию и "сформировать комплексный пакет помощи с целью восстановления экономики на Украине".
Это вообще не вписывается ни в какие ворота. При нынешнем режиме в Киеве Россия не будет заниматься восстановлением украинской экономики.
Трамп будет договариваться с Россией напрямую
Только стремление слышать и понимать партнеров по переговорам позволят "исключительной" державе перейти к новому типу дипломатии, предполагающей становление многополярного мира.
Реальный успех в переговорах США и Россией по украинскому вопросу будет достигнуты только тогда, когда американские эксперты и чиновники уяснят следующие обстоятельства:
— Украина находится за тысячи километров от США, являясь при этом не только ближайшим соседом РФ, но и важнейшей исторической частью Русского мира;
— на Украине Россия защищает русскоязычное население, а США — свои эгоистические и экспансионистские интересы;
— именно на Украине США совершили акт ПРЯМОЙ агрессии по отношению к России, фактически возглавив русофобский "евромайдан", и это произошло впервые после окончания холодной войны;
— Россия будет помогать на Украине только антифашистским силам и помогать им исключительно гуманитарными методами.
Уверен: только при понимании этих позиций американской стороной и могут начаться конструктивные переговоры России и США по Украине. И Дональд Трамп будет договариваться с Россией по Украине напрямую — без посредничества сомнительных экспертов.