МОСКВА, 21 ноя — РИА Новости. Один из органов Совета Европы — Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) обнародовала отчет по России, в котором отметила, что российская сторона выполнила 11 из 21 ранних рекомендаций оценочного отчета организации.
Прошлые доклады
Нынешний отчет — второй по счету. В 2012 году ГРЕКО в своем оценочном докладе дала 21 рекомендацию России по криминализации, по прозрачности политического финансирования. В первом отчете по выполнению рекомендаций, опубликованном в ноябре 2014 года, ГРЕКО пришла к выводу, что РФ выполнила удовлетворительно только три из 21 рекомендации, содержащейся в оценочном докладе. Из общего числа рекомендаций 12 были выполнены частично, а шесть выполнены не были.
Нынешний доклад
В нынешнем отчете ГРЕКО делает вывод, что в настоящее время российская сторона удовлетворительно выполнила 11 из 21 рекомендаций оценочного отчета. Десять других рекомендаций выполнены частично.
В документе, в частности, отмечается, что, "с учетом заключений, содержащихся в отчете о выполнении рекомендаций по третьему раунду оценки, и в свете вышеизложенного ГРЕКО делает вывод, что в настоящее время Российская Федерация удовлетворительно выполнила или приняла удовлетворительные меры по 11 из 21 рекомендации, содержащихся в оценочном докладе по третьему раунду".
"Десять других рекомендаций выполнены частично", — отметается в докладе.
Взятки
"Что касается криминализации, ГРЕКО выражает глубокую обеспокоенность тем, что в отношении рекомендаций ГРЕКО недавняя реформа антикоррупционных положений Уголовного кодекса Российской Федерации представляет собой значительный шаг назад в сравнении с предыдущим законопроектом, указанным в отчете о выполнении рекомендаций", — говорится в документе.
В нем отмечается в частности, что "изменения в положения о взяточничестве в публичном секторе, которые вступили в силу 15 июля 2016 года, более не включают все различные формы коррупционного поведения и не охватывают однозначно все неправомерные преимущества (в том числе нематериальные)".
"То же самое относится и к положениям о коммерческом подкупе, которые вдобавок ограничены лицами, выполняющими руководящие функции, что противоречит требованиям Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (ETS 173)", — отмечается в докладе.
"Более того, поправки не вводят отдельные положения о торговле влиянием, как предусматривалось предыдущим проектом", — указывается в документе.
"Наконец, планы властей криминализировать взяточничество третейских судей и ратифицировать Дополнительный протокол к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (ETS 191), а также продлить срок давности привлечения к уголовной ответственности за дачу взятки все еще полностью не реализованы", — говорится в отчете.
"Единственный значимый прогресс, достигнутый со времени принятия отчета о выполнении рекомендаций, касается введения концепции сторонних выгодоприобретателей в положениях о подкупе. На этом фоне приветствуется внесение в парламент нового законопроекта, направленного на усиление ответственности за коррупцию", — отметается в отчете ГРЕКО.
Орган Совета Европы полагает, что проект "в случае принятия решит многие из вышеперечисленных проблем".
В Совете Европы считают, что "необходима некоторая доработка для обеспечения полного соблюдения рекомендаций ГРЕКО". Организация "опасается по поводу санкций, предусмотренных в законопроекте для определенных деяний, таких как предложение, обещание или просьба передачи взятки, которые значительно ниже, чем предусмотренные в соответствии с действующим законодательством, когда взятка фактически была передана".
В этой связи ГРЕКО ссылается на те "обеспокоенности, которые она высказывала в различных ситуациях относительно различного отношения к основным формам коррупционного поведения". "Власти должны принять во внимание остающиеся проблемы и довести до конца начатый процесс реформ", — говорится в нынешнем отчете.
Политическое финансирование
Относительно прозрачности политического финансирования "ГРЕКО приветствует, что несколько законопроектов, которые уже были представлены в отчете о выполнении рекомендаций, приняты в настоящее время, хотя и с некоторыми изменениями".
В документе напоминается о федеральном законе "О политических партиях", который был изменен в целях повышения прозрачности финансирования политических сил из разных источников, таких как членские взносы и займы, в целях введения независимого аудита партийной отчетности и возложения на избирательные комиссии ответственности за осуществлением контроля по вопросам финансирования партий.
Также упоминается федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и специальные законы о выборах пересмотрены для устранения повторов и противоречий.
В отчете также говорится о Кодексе РФ об административных правонарушениях, в который были введены новые составы правонарушений в области основного финансирования партий, для которых установлены административные взыскания, существенно увеличились суммы штрафов, которые могут быть наложены за нарушения правил финансирования избирательных кампаний, и применение административной ответственности распространено на более широкий круг должностных лиц.
"Признавая достигнутый прогресс, ГРЕКО отмечает, что вышеизложенные реформы имеют незавершенный характер и должны быть продолжены", — отмечается в отчете
ГРЕКО считает, что "были приняты недостаточные меры для обеспечения, чтобы регулирование финансирования партий и избирательных кампаний не подрывалось злоупотреблением служебными полномочиями, чтобы членские взносы не использовались в обход правил прозрачности, применяемых в отношении пожертвований, а также для укрепления независимости избирательных комиссий". ГРЕКО призывает власти продолжить усилия по скорейшей реализации оставшихся рекомендаций.