Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу 20 ноября исполнилось 70 лет. К юбилею предстоятеля РИА Новости подготовило подборку его самых ярких цитат о вере, гармонии, прощении и мироустройстве.
Православие — это не молитва, в лучшем случае, один раз в неделю в церкви. Это образ жизни и, в первую очередь, это система мотивации поступков. Человек, бессмысленно совершающий поступки, называется дураком.
Внутренне гармоничный человек не может мириться и с отсутствием гармонии вокруг себя. (…) Иногда я не могу ни одной страницы текста написать, пока не приведу в порядок письменный стол.
Самое опасное последствие той общественно-политической системы, которая существовала в Советском Союзе, — это подавление народной самодеятельности. За тебя все решают, существует строгая система передачи сигналов сверху вниз, поэтому тебе остается только ждать и выполнять.
Может быть, наша так называемая национальная лень есть некая система самозащиты организма от неинтересного, банального, неправильного, неспособного вдохновить человека?
Здания — как маленькие окошечки, через которые мы смотрим на прошлое. Замечательно сравнить пятиэтажки в наших районах, построенные в 1960-е годы, с храмом Покрова-на-Нерли. Тут не нужно никакой философии, никакого изучения истории: Покров-на-Нерли и пятиэтажка, все очевидно, все ясно.
Знаете, когда все хорошо, когда все идет по накатанному, то как-то и думать не о чем: привык ты к своему бутерброду с маслом, вот и кушаешь этот бутерброд. А когда у тебя этот бутерброд отнимают, это какой-то вызов, какой-то толчок, ты начинаешь о чем-то думать.
Я стараюсь посохом не стучать, даже оставаясь наедине, хотя иногда и есть поводы для этого. Слишком много гнева и злобы в человеческом обществе, чтобы она еще и от Патриарха исходила.
Я думаю, что прощать надо все. Но есть один грех, который Сам Христос не простил. Это грех предательства.
Нельзя просто болтать в интернете, нельзя свои собственные мысли подавать таким образом, чтобы люди воспринимали это как мысли Церкви.
Знания о прошлом, не согретые личным отношением, становятся информационным шумом.
Если бы не было гармонии бытия, не было бы науки. Если бы был хаос, то не было бы научного знания.
Для меня победа в Великой Отечественной войне — это великое явление героизма всего нашего народа. Это значит, что добра у нас было больше, чем зла, правды было больше, чем лжи.
В публицистике выигрывает тот, который, простите, глотку рвет посильнее. А вот по-настоящему выигрывает тот, у кого в руках факты и объективный исторический анализ событий.
Мне приходилось принимать исповедь у умирающих людей. Но я никогда не слышал сокрушений о том, что чего-то материального умирающий не успел получить в жизни. Именно в этот момент выстраивается единая, абсолютно верная система ценностей, потому что все житейское уходит на задний план, и единственное, о чем может скорбеть человек — о том, что он не сделал добрых дел, что он кого-то обидел, что он не исполнил своего долга.
Не следует смешивать церковную миссию в информационном пространстве с мгновенной реакцией на малозначительные поводы, к которой очень часто подталкивает нас мир, живущий в режиме "твиттера". На что-то надо реагировать немедленно, но нужно действовать осмотрительно. Считаю, что Патриарх должен реагировать только на то, что действительно имеет отношение к спасению людей.
Духовная жизнь — это не хобби, не развлечение, на которое у нас может хватать или не хватать времени. Это основание, на котором мы строим все остальное. Когда вы укладываете багаж, то поместятся или не поместятся вещи в чемодан, зависит не только от того, сколько их, большие ли они, но и от того, в какой последовательности, в каком порядке вы их укладываете.
Подлинное лидерство — это когда человек встает и идет навстречу опасностям, трудностям, может быть, даже смерти. Тогда ему необязательно говорить "За мной!" — люди пойдут за ним, если видят, что он не боится.
Интернет — это зеркало; смотришь в него и видишь, что лик не слишком благообразный.
Когда я учился в школе, нам рассказывали, сколько людей погибло при строительстве Санкт-Петербурга. Невероятная жестокость! Представить себе невозможно, чтобы в наше время так могли строить города. А Петр строил, и памятник ему стоит…
Когда нация уважает свой флаг, она уважает саму себя. Поэтому я глубоко убежден в том, что флаг ни в коем случае нельзя оскорблять.
Дружба в общепринятом смысле для Патриарха практически недоступна. Ведь иметь друзей — значит намеренно, руководствуясь при этом личными мотивами, отдавать предпочтение одним, какому-то ближнему кругу, в ущерб другим.
Составлено по материалам, опубликованным на официальном сайте Московской патриархии.