МОСКВА, 17 ноя — РИА Новости. Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова считает, в России уже давно назрела необходимость комплексной реформы следственных изоляторов (СИЗО). Такое мнение она высказала в своей статье в газете "Известия", вышедшей в четверг.
Как одну из главных проблем Москалькова называет "очереди" в СИЗО: условия работы адвокатов с подзащитными сегодня должным образом не обеспечиваются. Она подчеркивает, что адвокатам приходится "в буквальном смысле слова биться, доказывая, что обвиняемые имеют конституционное право на защиту с самого момента задержания", и никого не удивляет, что они перед СИЗО тянут жребий, чтобы распределить очередь на свидание с подзащитными.
"По расчетам Федеральной палаты адвокатов России, низкая пропускная способность большинства СИЗО не обеспечивает условия работы адвокатов с подзащитными: максимум до 20 человек в день… Количество кабинетов в СИЗО не соответствует нормам проектирования следственных изоляторов и тюрем. По введенным в 2001 году нормам предусмотрены лимиты: 250 мест — 15 кабинетов, 500 мест — 30 кабинетов, 1000 — 45, 1500 — 60. На практике же дело обстоит весьма печально: хорошо, если есть половина от нормы", — пишет омбудсмен.
Причиной подобной картины она называет устаревшую систему: комнаты для работы адвоката с клиентом в ней "попросту не предусматривались". И несмотря на то, что сегодня в каждом СИЗО есть несколько помещений под адвокатские комнаты, их по-прежнему слишком мало, тем более ситуация усугубляется еще и тем, что изоляторы переполнены, считает омбудсмен.
"По состоянию на 8 апреля этого года в изоляторах Москвы содержалось 11 909 человек, что на 47% превышает лимит. Происходит это потому, что суды в силу закона при принятии решений о заключении под стражу не должны по закону учитывать лимиты наполнения следственных изоляторов", — подчеркивает Москалькова.
Кроме того, отмечает она, в СИЗО не хватает младших инспекторов, которые обеспечивают вывод подозреваемых и обвиняемых в кабинеты следователей и адвокатов: допуск адвокатов к подзащитным идет медленно. В отдельных случаях — неполный рабочий день еще и с перерывом на обед, подчеркивает омбудсмен.
Чтобы поменять ситуацию, нужно работать в нескольких направлениях, считает Москалькова: открывать новые современные СИЗО, создавать и шире использовать электронные очереди и пореже избирать меру пресечения, связанную с лишением свободы.
"Многолетняя судебная практика показывает, что для людей, не представляющих социальной опасности, вполне достаточно подписки о невыезде или домашнего ареста. Конечно, так быстро, как хотелось бы, вопрос не решить, но начинать-то с чего-то нужно. Что же касается нехватки помещений, то адвокатское сообщество давно предлагает за свой счет поставить в тюремных дворах специальные вагончики для свиданий. Мера временная, но уже давно назревшая", — пишет она.
"Говорят, что о цивилизованности того или иного общества судят по чистоте в туалетах и состоянию тюрем. С туалетной проблемой мы справились, а вот до цивилизованного состояния мест лишения свободы путь еще неблизкий", — добавляет Москалькова.