Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
17 ноября в Лиме глава МИД РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри на двусторонней встрече обсудят ситуацию в Сирии, на Украине, а также американское расширение антироссийских санкций. Кроме того, не исключена возможность встречи в Перу российского президента Владимира Путина и американского президента Барака Обамы.
Накануне заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков отметил, что Сирия будет "на переднем плане". И это закономерно: ведь решение украинской проблемы и отмена антироссийских санкций уже в гораздо меньшей степени зависят от воли уходящей администрации Белого дома.
14 ноября по американской инициативе состоялся телефонный разговор министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова с государственным секретарем США Джоном Керри. При обсуждении положения в Сирии Лавров обратил внимание на то, что незаконные вооруженные формирования в восточном Алеппо и так называемый "местный совет" отказываются сотрудничать в урегулировании. Кроме того, Вашингтон так и не отделил ориентированные на него отряды "умеренной" оппозиции от террористических группировок, хотя брал на себя обязательство в случае прекращения работы авиации сделать это за 7 дней (ВКС России и сирийские ВВС уже четыре недели не выполняют полеты в районе Алеппо). Стороны условились продолжить двусторонние экспертные консультации.
16 ноября советник избранного президента США Дональда Трампа, бывший глава ЦРУ Джеймс Вулси рассказал в интервью в программе Worlds Apart о возможности улучшения отношений между США и Россией.
То есть, сегодня и на будущее реалистичнее других направлений взаимодействия США и России выглядит именно сирийская площадка.
Могут ли США вернуться к сентябрьским договоренностям с Россией о мирном отделении конструктивной оппозиции от террористов, и о дальнейших совместных ударах по позициям ИГ и "Джебхат ан-Нусры" (группировки запрещены в РФ) на территории Сирии?
Ещё одна попытка
19 – 20 ноября в Лиме состоится совместное совещание министров иностранных дел и министров торговли, которое станет заключительным этапом подготовки к форуму глав государств и правительств "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС). То есть в Перу Сергей Лавров и Джон Керри встретятся не из-за Сирии, однако консультации по этому направлению российских и американских экспертов проводятся регулярно, и прогресс в Лиме возможен.
Однако Вашингтон и Москва объективно заинтересованы в сотрудничестве, формат равноправного партнерства остается оптимальным для сохранения американского геополитического достоинства на Ближнем Востоке и легитимизации действий Пентагона в Сирии. Россия на этом пути демонстрирует верность союзническому долгу и укрепляет международный авторитет.
15 ноября, со ссылкой на представителей Пентагона и госдепа издание Washington Times сообщило, что избранный президент США Дональд Трамп может возобновить договоренности о совместных авиаударах в Сирии, достигнутые с Россией в сентябре. Проект, включающий создание Совместного исполнительного центра (России и США) для планирования ударов по объектам боевиков, вероятно, перейдет по наследству новой администрации, и окончательное решение зависит от Дональда Трампа. Впрочем, не только от него.
Взгляд со стороны
Иранское издание Javan отмечает: "Предыдущая гуманитарная пауза, которую объявила Россия с целью "дать шанс" вооруженным оппозиционерам, которых поддерживает Запад, покинуть город, не только оказалась неэффективной, но и привела в итоге к усилению атак террористических формирований на позиции, занимаемые правительственными силами САР и их союзниками".
Ведущая ливанская арабоязычная ежедневная газета As Safir прогнозирует: "Если… сирийская армия будет действовать при поддержке России, а Запад по своей беспечности будет снижать военную и политическую поддержку вооруженной оппозиции сирийскому режиму, … в ближайший год сирийский кризис будет урегулирован, а Асад и его союзники выйдут из этой войны победителями".
Ситуация тем более нетерпимая, что все удары России в Сирии являются точечными, а российская и сирийская авиация свыше 28 суток не наносят удары по Алеппо.
Сирия, безусловно, зависит от российской военной поддержки, однако Россия не вмешивается в вопросы, связанные с будущим САР, и не намерена диктовать свою волю сирийцам. Полагаю, именно с этих позиций Москва выступает на переговорах по ближневосточному взаимодействию с Вашингтоном.