Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Эксперты: экономика Китая не оставляет надежд на новый "золотой век" нефти

© AFP 2019 / Greg BakerВид на город Пекин. Архивное фото
Вид на город Пекин. Архивное фото
Китай больше не вернется к темпам роста более 10%, поэтому рассчитывать на новый цикл высоких цен на нефть и сырьевые товары не стоит, говорится в докладе экспертов Астанинского клуба "Евразия на перепутье: будущее мегаконтинента в глобальном мире".

АСТАНА, 16 ноя — РИА Новости/Прайм. Китай больше не вернется к темпам роста более 10%, поэтому рассчитывать на новый цикл высоких цен на нефть и сырьевые товары не стоит, говорится в докладе экспертов Астанинского клуба "Евразия на перепутье: будущее мегаконтинента в глобальном мире".

Рабочий на производстве в Китае. Архивное фото
Рост промышленного производства в Китае в октябре оказался хуже прогнозовАналитики ожидали рост производства КНР на 6,2%.

Астанинский клуб — дискуссионная площадка, объединяющая экспертов по экономике и политике из Китая, ЕС, Индии, Ближнего Востока, России и США.

Торможение китайской экономики давно закладывается во все макроэкономические модели как один из важнейших факторов, определяющих цены на нефть и другие биржевые товары.

"Динамика роста Китая падает, и к темпам роста ВВП выше 10% в год, характерных для страны в 1980-е, 1990-е и 2000-е годы, возврата уже не будет. Так называемый суперцикл сырьевых товаров, вызванный тремя десятилетиями такого роста, пришел к концу. Маловероятно, чтобы мы увидели зарождение еще одного цикла", — отмечают эксперты Астанинского клуба.

Торможение Китая

Рост экономики КНР в 2015 году составил 6,9%. В текущем году он прогнозируется в интервале между 6,5% и 7%. Впрочем, многие экономисты сомневаются в справедливости даже этих оценок из-за недоверия к китайской статистике. Кроме того, у экспертов вызывает сомнение способность КНР расти темпами 5-6% в год, если ценой таких темпов роста станет накопление опережающими темпами внутреннего долга.

Всемирный финансовый центр в Шанхае, Китай. Архивное фото
Рост инвестиций в основные активы Китая в январе-октябре составил 8,3%Данные показатели, представленные государственным статистическим бюро Китая, оказались лучше ожидаемых.
По оценкам McKinsey&Co, объем долга к ВВП в Китае в 2014 году уже составил 281%. А сейчас по разным данным он составляет от 250% до 300%. Это меньше, чем уровень задолженности в США и Японии, однако в Китае рост долга происходит при гораздо меньшем уровне ВВП на душу населения. Аналитики указывают, что достижение высоких темпов роста путем увеличения задолженности – это путь в никуда. И Китаю лучше пожертвовать ростом ради реструктуризации долгового портфеля.

"Ни один из вероятных сценариев развития китайской экономики не является хорошей новостью для стран, специализирующихся на производстве сырья. Если Пекин будет успешен в проведении экономических реформ, это потребует резкого снижения темпов инфраструктурного строительства и большей ориентации на эффективное использование природных ресурсов. А, следовательно, на снижение их потребления", — говорится в докладе.

"Если же власти КНР не смогут вовремя решить эту проблему, финансовую систему Китая, а затем и всю экономику может ждать "жесткая посадка" в виде резкого падения ВВП и еще более резкого сокращения потребления ресурсов", — продолжают эксперты.

Что делать Евразии?

Эксперты Астанинского клуба сходятся во мнении, что хотя природные ресурсы и продолжат играть важную роль в глобальной экономике, но "золотой век сырьевого суперцикла" закончился. В этих условиях страны, основным источником доходов которых являлся экспорт углеводородов и металлов, будут сталкиваться с новыми вызовами.

Китайские банкноты номиналом в 100, 50, 20,10 и 5 юаней. Архивное фото
Курс юаня к доллару обновил минимум с июня 2010 годаНародный банк Китая в понедельник ослабил курс юаня к доллару на 0,26%, свидетельствуют данные регулятора.
"Доходы бюджета упадут, что потребует как сокращения расходов, так и поиска новых источников роста. Диверсификация экономики, проведение структурных реформ и улучшение инвестиционного климата из лозунгов превращаются в насущную необходимость", — отмечают эксперты.

Одним из важных ответов могут стать меры по стимулированию развития внутреннего рынка, что потребует от правительств проведения глубоких структурных реформ. "Опыт 25 лет независимости постсоветских стран, неоднозначный опыт трансформации во многих государствах Восточной Европы, а также лишь за некоторым исключением отсутствие реформ на Ближнем Востоке свидетельствует о том, что переход будет трудным", — говорится в докладе.

Новые маршруты

Новым источником экономического роста в Евразии должно стать повышение транспортной связи региона при помощи развития наземных маршрутов.

По словам директора Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента Казахстана Султана Акимбекова, например, таким связующим звеном могла бы стать инициатива Китая по построению Экономического пояса Шелкового пути.

"Значимость этой китайской инициативы заключается в том, что страны Центральной Евразии прокладывают сухопутные маршруты через свои территории, участвуют в инвестируемых внешними игроками транспортно-инфраструктурных проектах, чтобы преодолеть свою изолированность от морских путей и стать единой частью мирового сообщества", — отмечает эксперт.

Вход в здание Еврокомиссии в Брюсселе. Архивное фото
ЕК прогнозирует замедление темпов роста ВВП Китая в 2018 годуПо прогнозам Еврокомиссии рост ВВП Китая составит 6,6.
Между тем ЭПШП далеко не единственный проект, который может пройти по территории Евразии, многие маршруты являются конкурирующими между собой. Это и Экономический пояс Шелкового пути, предложенный Китаем, и проект сопряжения ЕАЭС с ЭПШП. В то же время есть и американский проект "Нового шелкового пути", ориентированный на повышение связанности Центральной Евразии не с Китаем или Европой, а с бассейном Индийского океана – через Афганистан и Пакистан, в обход России.

"В идеале все эти проекты могли бы дополнять друг друга. Конкуренция на рыночных принципах позволила бы производителям и грузоотправителям выстраивать оптимальные логистические цепочки и больше задействовать транзитный потенциал региона. Таким образом, Центральная Азия превратилась бы в мост, связывающий между собой, по меньшей мере, три глобальных центра экономического роста: гигантский рынок Евросоюза, огромный Китай и динамичную Южную Азию во главе с Индией", — отмечается в докладе Астанинского клуба.

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала