Дмитрий Добров, обозреватель Inosmi.ru
С учетом того, что Египет — ключевая страна арабского мира с населением свыше 90 млн человек, во всем регионе последует цепная реакция. На очереди – Алжир и Марокко, где исламисты также готовы бороться за власть, в том числе с оружием в руках. Такое развитие событий может означать окончательную победу исламских радикалов на Ближнем Востоке.
Девальвация и дефицит
Наблюдатели связывают это с валютным кризисом: у страны нет денег, чтобы закупать продовольствие за рубежом. Ситуация складывается катастрофическая: Каир уже объявил о девальвации египетского фунта на 48% — в соответствии с требованиями МВФ.
3 ноября центробанк Египта сообщил о введении плавающего курса фунта, чтобы обеспечить монетарную и бюджетную стабильность государства. По мнению банка, это обеспечит необходимый приток иностранной валюты.
Цены на сахар за последние несколько месяцев стремительно выросли: с 5 фунтов (примерно 0,5 евро) до 10 фунтов за кило, а на черном рынке – до 15 фунтов. Население крайне недовольно, ведь темпы инфляции и без того достигли отметки в 14%.
Охота на спекулянтов
Одной из причин нынешнего дефицита стала коррупция. В Египте дотационными продуктами торгуют небольшие лавки, которые находятся под жестким контролем министерства продовольствая и внутренней торговли, однако дельцы теневой экономики безнаказанно вздувают цены.
По мнению аналитиков, ситуация с продовольствием в Египте в ближайшее время только ухудшится. Одна из причин – некомпетентные действия правительства, которое не приняло своевременных мер по производству сахара в стране, приступив к ограничению импорта. Вторая причина – валютный кризис, который также будет обостряться.
Слишком много людей и слишком мало работы
Однако основной причиной дефицита является перенаселение: долина Нила просто не в состоянии прокормить такое количество людей. В начале 70-х годов в Египте проживало около 30 млн человек, сейчас египтян почти втрое больше. При этом население сосредоточено на узкой полоске земли вдоль Нила, почти вся территория страны – пустыня, воды для орошения и бытовых нужд не хватает.
После того, как в 2011 году исламисты разрушили жизненно важную туристическую отрасль, без работы остались сотни тысяч человек. В застое и местная промышленность: иностранные инвесторы не торопятся идти в страну, где сохраняется угроза исламистского переворота.
Выходцы из сел — малообразованные, пропитанные религиозными предрассудками, – представляют питательную среду для исламистов. Именно они голосовали в свое время за "Братьев-мусульман", Мохаммед Мурси – это их президент. Военные жестоко подавляют любую форму антиправительственных протестов, но как долго они смогут удерживать ситуацию чисто силовыми методами?
Надежда на помощь извне
Системный кризис накапливался десятилетиями, и перерос в события 2011 года, когда был свергнут авторитарный режим Хосни Мубарака, а к власти пришли "Братья-мусульмане". За два года они успели уничтожить индустрию туризма, отпугнуть иностранных инвесторов и окончательно загубить экономику.
Восстановив свою власть в 2013 году, египетские военные обещали исправить ситуацию, но их недостаточно продуманная программа принесла мало положительных результатов. Упор был сделан на амбициозные мегапроекты — строительство второй ветки Суэцкого канала и перенос столицы из Каира в Восточную (Аравийскую) пустыню.
Тем временем президент Ас-Сиси лишился финансовой поддержки со стороны своих арабских спонсоров, в первую очередь Саудовской Аравии. В Эр-Рияде крайне недовольны политикой Египта, который поддержал российскую резолюцию по Сирии в Совбезе ООН и практически проявил солидарность с Дамаском. К тому же, Саудовская Аравия испытывает нехватку денег из-за падения цен на нефть и сама глубоко увязла в йеменской авантюре.
Хотя американская военная помощь Египту в размере 1,3 млрд в год продолжает поступать, египетско-американские отношения находятся на низком уровне: администрация Обамы недовольна египетскими военными, которые свергли "законное" правительство исламиста Мурси.
Президенту Ас-Сиси остается надеяться на то, что никто из международных игроков не заинтересован в коллапсе египетского государства, что привело бы к катастрофическим последствиям для всего Ближнего Востока.