МОСКВА, 7 ноя — РИА Новости/Прайм. Россияне на фоне экономического кризиса стали отдавать предпочтение "неким суррогатам" алкоголя – более дешевым винным и висковым напиткам, но при этом меньше пить не стали, утверждают эксперты, опрошенные РИА Новости.
В целом алкогольный рынок демонстрирует падение уже не первый месяц. По данным Росстата, по итогам января-сентября 2016 года розничные продажи алкоголя в России составили 720,5 миллиона литров в абсолютном алкоголе, что на 2% ниже, чем годом ранее, и 8,165 миллиарда литров в натуральном выражении.
"У людей в стране стало меньше денег, кризис, алкогольный рынок падает, но несущественно, скорее люди мигрируют между категориями, выбирая более дешевые или даже переходят на некие суррогаты", — заявил агентству руководитель аналитической группы "Алкоэксперт" Юрий Юдич.
Переключились на суррогаты
По данным Росстата, самое серьезное падение продаж по сравнению с другими категориями алкогольных напитков демонстрирует виски — 8,7% по итогам девяти месяцев. Причина весьма банальна – это дорогой напиток, в кризис его может позволить себе далеко не каждый, объясняет руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя "ЦИФРРА" Вадим Дробиз.
"Виски упал, потому что это очень дорогой продукт, очень статусный в России. Рынок виски просто очистился от лишних потребителей, на рынке премиального крепкого алкоголя остались только те, кому он положен по социальному статусу. Поэтому продажи виски за последние два года упали на 33%", — пояснил он.
Однако в России в продаже есть более дешевый суррогат виски — висковый напиток, спрос на который даже растет, добавляет Юдич. "В дешевом сегменте есть висковый напиток, добавляется спирт-ректификат во многие даже импортные продукты, это позволяется делать с точки зрения законодательства, и вот он сейчас, возможно, продается лучше. А сам виски ранее неплохо рос, сейчас категория достигла максимума, и поэтому испытывает болезнь излишнего роста. Как и наши отечественные бренди — росли, а потом остановились", — сказал он.
"В нашей стране есть возможность производить винный напиток — это вино с водой, некий суррогат вина, он менее вкусный, но дешевле и многие люди уходят в винные напитки. Если вы посмотрите по Росстату, то винные напитки даже растут. Они проще, дешевле, и их развитие приводит к тому, что продажи (натурального) вина сокращаются", — сообщил агентству президент Союза Леонид Попович.
Закономерное падение…
При этом общее падение рынка розничной продажи алкоголя эксперты не отрицают. "Все эксперты, в том числе представители розничных сетей, диагностируют спад, но я не думаю, что падение катастрофичное. Мне кажется, ситуация с употреблением алкоголя в России неизменна многие годы, в общем и целом", — отметил Юдич.
Это со своей стороны подтверждает и Попович — продажи вин сократились. "Мы чувствуем падение, нам это не нравится, но все закономерно — население беднеет. Мы за прошедшие годы убедили какую-то часть населения пить не водку, а вино и шампанское, вино ведь пьют не совсем бедные люди, а как раз тот средний класс, а именно он сейчас считается наиболее пострадавшим. И когда у людей меньше денег, они экономят не на хлебе, а на вине", — рассказал президент Союза виноградарей.
… или рекордный рост?
Однако производители и дистрибьюторы алкогольной продукции падение спроса отрицают и даже наоборот — говорят о росте. Так, например, в компании "Абрау-Дюрсо" сообщают о рекордном увеличении продаж вин, в том числе премиальной линейки. "Мы восстановились после кризиса, связанного с валютными колебаниями и ждем, что этот год будет рекордным. По итогам 2014 года — самого успешного в истории — мы продали 27,6 миллиона бутылок, в 2015-м было падение — 25,43 миллиона бутылок, а в этом году прогнозируем, что даже превзойдем результаты 2014 года, ранее рассчитывали на 27 миллионов бутылок, но теперь меняем прогноз", — заявила РИА Новости пресс-секретарь компании Дарья Домостроева.
Потребление алкоголя в стране не снизилось, подчеркивает Дробиз. "В любой стране с ужесточением кризиса растет потребление алкоголя, мы не можем быть исключением, у нас только расти может потребление с конца 2014 года, а падение продаж связано с тем, что просто группа людей — активных потребителей алкоголя, сократилась из-за демографического кризиса", — заключил он.