Анна Кочарова, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Актер, преданный своей профессии, человек невероятной энергии и жизнелюб — наверное, эти слова как нельзя лучше характеризуют Владимира Зельдина. Актер скончался 31 октября на 102-м году жизни.
До последнего он выходил на сцену родного Театра Российской Армии, в котором проработал 70 лет. Снимался в кино: его последние сериальные работы датируются 2015 годом. Зрители с восхищением и нескрываемым удивлением смотрели, как он танцует и поет, несмотря на возраст. Все свои юбилеи он тоже встречал, как и подобает актеру от Бога, на сцене.
Формально работа в этой картине была второй киноролью Зельдина — впервые он появился на экране в 1938 году в эпизоде фильма "Семья Оппенгейм". Но именно съемки у Пырьева сделали Владимира Зельдина популярным и знаменитым. Его пастух Мусаиб Гатуев по-кавказски обаятелен, галантен, прекрасно поет и держится в седле (актер и в обычной жизни занимался конной ездой). Песня Тихона Хренникова "Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве" в исполнении Зельдина и его партнерши по картине Марине Ладыниной стала настоящим хитом.
Работа над картиной не была остановлена даже несмотря на начало Великой Отечественной войны. Съемки фильма шли вплоть до конца 1941 года. Параллельно с работой на площадке Владимир Зельдин дежурил по ночам на крышах домов, тушил зажигательные бомбы. Безоблачную и оптимистическую картину снимали на ВДНХ в перерывах между авианалетами.
Карнавальная ночь (1956)
После "Свинарки и пастуха" Владимир Зельдин начал активно сниматься в кино. Всего в его фильмографии более полусотни ролей в кино, как главных, так и эпизодических. В 1956 году он сыграл белого клоуна в суперпопулярной комедии Рязанова "Карнавальная ночь".
Дядя Ваня (1970)
Одна из "международных" ролей Владимира Зельдина, который сыграл в этой экранизации пьесы Чехова Александра Владимировича Серебрякова. Фильм Андрея Кончаловского отправили в 1971 году на фестиваль в Сан-Себастьяне, где он получил "Серебряную раковину". В следующие несколько лет картина получила призы на фестивалях в Сорренто и Милане.
Тайна черных дроздов (1983)
Тонкие черты лица и безупречные манеры — пожалуй, это делало Владимира Зельдина идеальным главным аристократом российского кинематографа. В его послужном списке — с десяток "иностранцев", которых мы узнаем уже только по голосу, немного трескучему, но столь особенному. Его комиссар полиции в этом детективе по Агате Кристи — один из них.
Десять негритят (1987)
В 1970-1980 годы Владимир Зельдин активно снимался в кино. Пожалуй, к этому периоду относится большинство его картин, которые сформировали наше представление об этом актере, будь то сказка "31 июня", комедия "Дуэнья" или великолепная экранизация Станислава Говорухина детектива "Десять негритят", где Владимир Зельдин сыграл отъявленного злодея.
Учитель танцев (1946)
Именно этот спектакль стал дебютным для Владимира Зельдина на сцене Театра Российской Армии. До этого актер служил в театре Транспорта (ныне Гоголь-центр). В постановке по пьесе "Учитель танцев" Лопе де Вега актер играл 29 лет, вплоть до 1975 года — именно столько шел на этой сцене спектакль режиссера Владимира Канцеля.
К 95-летию актера в 2010 году режиссер Юлий Гусман поставил "спектакль-посвящение", который перекликался с постановкой 1946 года — "Танцы с учителем". В этом спектакле Владимир Зельдин играл, фактически, самого себя: его герой Неделин мечтает возродить на сцене легендарный спектакль "Учитель танцев".
Человек из Ламанчи (2004)
Еще один спектакль для Владимира Зельдина режиссер Гусман поставил к 90-летию актера. Мюзикл "Человек из Ламанчи" стал бенефисом Зельдина. Он признавался, что с удовольствием играл в спектакле, говорил, что это его любимая роль. Даже свою автобиографическую книгу он назвал "Моя профессия — Дон-Кихот".