ДАМАСК, 26 окт — РИА Новости. Боевики в сирийской Муадамии пошли на мир с властями одними из первых — некоторые из них в рамках договора выехали в районы на север страны, а другие остались и сдали свое оружие. Город близ Дамаска, в котором до начала гражданской войны в 2011 году жили больше 100 тысяч человек, теперь пытается вернуться к былой жизни — без борьбы и конфронтации.
О пути к согласию и о том, как живет этот пригород сирийской столицы сейчас, первым узнал корреспондент арабской редакции агентства Sputnik.
Договор и эвакуация
На примирение с властями боевики пошли еще в 2014 году, но выполнить договор полностью удалось только спустя два года, уже после реализации аналогичного плана в другом пригороде Дамаска — Дарайе.
"После выхода боевиков из Дарайи в Муадамии начался новый этап, власти предложили боевикам остаться в Муадамии или уехать в провинцию Идлиб", — рассказал городской старшина Махмуд Джалаб.
По его словам, уехать решили 1,5 тысячи боевиков и членов их семей, процесс вывода закончился 20 октября. После этого примирение пошло быстрее, те, кто остался, начали сдавать оружие — легкое и тяжелое.
"Сейчас Муадамия свободна от оружия", — подтвердил Джалаб.
Новая жизнь?
Город готовится вновь принять своих жителей, теперь в мирной обстановке. По словам Джалаба, не меньше 40 тысяч уже приехали домой.
Ждут в городе губернатора провинции Дамаск, после его визита в Муадамии должны вновь заработать правительственные учреждения.
Муадамия не так сильно разрушена по сравнению со многими аренами боев в Сирии — остались целы жилые дома, рабочие мастерские, где раньше шили одежду, чинили мотоциклы. Целы продуктовые магазины и самое главное — школы уже начали регистрировать желающих вернуться за парты.
Многие боевики в Муадамии были местными и не захотели уезжать в другой район после перемирия, поэтому теперь они помогают правительству налаживать жизнь граждан.
"Амнистию получили около 2 тысяч боевиков. Договорились с желающими, что они останутся сотрудничать с государством для обеспечения безопасности и организации услуг", — добавил городской старшина Джалаб.
Прощай, оружие
Пообщаться с агентством Sputnik согласились некоторые из таких экс-боевиков в Муадамии. Один из них — врач Мохаммед Халифа, состоявший в группировке "Фаджр" ("Рассвет"). Халифа отвечал в ней за получение финансов и снабжение.
Как признался бывший повстанец, в определенный момент он понял, что продолжать войну выгодно только внешним силам, которые использовали их в своих собственных интересах.
"Я решил оставить оружие, потому что понял, что мы стали всего лишь инструментами, фигурами на шахматной доске других государств", — рассказал он.
Полное осознание пришло после телефонного разговора с оперативным штабом в Аммане — столице Иордании — в ноябре 2013 года.
"Со мной связались два офицера – саудовец Абдалла и британец Форд, я попросил в разговоре помочь снарядами, оружием и деньгами. Они сказали, что не могут ничего нам отправить кроме патронов. Я спросил о причинах и мне сказали, что мы "слишком близко к столице, и они нам не позволят продвигаться дальше". Это было как удар молнии для меня", — говорит Халифа.
По его словам, разговор стал последним. Повстанцы начали искать каналы для диалога с властями. Халифа отмечает, что впоследствии контактировал с уехавшими в рамках договора в Идлиб.
"Они уехали из Муадамии не для борьбы в Идлибе, они хотят убежать за пределы страны", — сказал он. По его словам, сейчас 95% боевиков, покинувших Муадамию, пытаются въехать на территорию Турции.
Муадамия как образец
Другой экс-повстанец, 45-летний Халид Хадар, раньше руководил крупной бригадой "Лива аль-Фатх аль-Ислами".
"Я отказался уезжать в Идлиб, хотя был командиром сильнейшей группировки", — говорит Хадар, отмечая, что под его началом было не меньше 1,2 тысячи штыков.
По его словам, уехать к братьям по оружию в северный Идлиб решили только 300 членов группировки, не поверивших в успех перемирия. Оставшиеся теперь пользуются поддержкой правительства и признаются, что рады сотрудничать с ним.
"Мы честны с правительством, потому что поняли, что все происходящее – преступление, зарубежные государства играют нами", — признался Хадар, добавив, что молодежь убедить в этом было нелегко.
"Теперь Муадамия безопасна и открыта для жителей, мы ждем, что она станет образцом примирения для других районов", — пожелал бывший боевик.
Развитие ситуации — в спецпроекте РИА Новости "Война в Сирии" >>