МОСКВА, 25 окт — РИА Новости/Прайм. Игроки российского страхового рынка вернулись к обсуждениям законопроекта о финансовом омбудсмене, который прошел первое чтение в Думе еще в 2014 году. Тогда идея создания финомбудсмена рассматривалась в отношении нескольких сегментов финансового рынка. Теперь же, по словам участников обсуждений, проект фокусируется на страховщиках моторных видов страхования.
Омбудсмен должен стать инструментом защиты потребителей, его решения будут обязательными для страховщиков и могут быть оспорены гражданином. А ЦБ будет проводить поведенческий надзор, и наказывать страховщиков за несоблюдение сроков выплат по решениям омбудсмена.
В Банке России РИА Новости сообщили, что сейчас активно обсуждается со страховым сообществом концепция омбудсмена в страховой индустрии, выразив надежду, что законопроект будет рассмотрен в осеннюю сессию Госдумы. А, по словам президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, кандидатурой на место страхового омбудсмена рассматривается российский политический деятель, депутат ГД и финансовый омбудсмен Павел Медведев.
Предварительно введение такого института ожидается с 1 июля 2017 года.
![Один из защитников Белого дома, бывший народный депутат РСФСР и советник Бориса Ельцина Павел Медведев Один из защитников Белого дома, бывший народный депутат РСФСР и советник Бориса Ельцина Павел Медведев](https://cdnn21.img.ria.ru/images/147438/05/1474380522_0:0:4468:2927_600x0_80_0_0_a8e66b060f04da2c32ee674245e14036.jpg)
Еще не время
Как показал опрос РИА Новости, мнения игроков страхового рынка по данному вопросу разделились. Одни считают, что введение омбудсмена благотворно отразится на состоянии страхового рынка, другие — что шаг этот преждевременный.
В частности, заместитель гендиректора СПАО "Ингосстрах" по внешним связям Илья Соломатин считает, что пока не стабилизировалась ситуация в ОСАГО эту норму лучше не вводить. "Это нагрузка на всех участников, это пока не помощь. Потому что на этапе создания, как вы понимаете, возникает самое большое количество вопросов, трений, я не исключаю, что жалоб и споров. Поэтому создавать себе искусственно эту проблематику, я думаю, не совсем правильно", — пояснил Соломатин.
Кроме того, эксперт выразил опасение, что содержание института омбудсмена ляжет на страховщиков. "Расходы на содержание этого института пока не определены. И мы опасаемся, что если это будет из карманов страховщиков, то соответственно перекладывается на весь рынок", — заявил Соломатин.
Хотя, директор по развитию страхования СК "МАКС" Сергей Печников уверен, что такого опасения не существуют. "По крайней мере, это одно из последних, о чем думают страховщики в данной ситуации. Более важно, насколько успешно институт омбудсмена впишется в систему взаимоотношений между потерпевшим, страховщиком и судебной системой. Вряд ли расходы на омбудсмена можно будет сопоставить с судебными издержками и расходами. Понятно, что расходы на омбудсмена будут несравнимо ниже", — разъяснил Печников.
По мнению Печникова, привлечение омбудсмена будет полезно для рынка, но успех этой идеи зависит от того, насколько планируемые изменения затронут не только страховое законодательство, но и процессуальные практики судов. "Если суды покажут своими решениями, что институт омбудсмена принимается во внимание, тогда он, наиболее вероятно, заработает", — сказал он.
Кандидат на должность страхового омбудсмена Павел Медведев тоже выразил надежду на успех данного проекта, однако, по его словам, деятельность омбудсмена потребует доказательств эффективности.
"Доказать, что это эффективный инструмент — это же еще надо сделать. Если окажется, что выстрел холостой, то следующего шага, наверное, никто делать не будет. Но тогда, естественно, начинать надо с самого болезненного. А ОСАГО, конечно, самая болезненная вещь. Нет гарантии, что у нас даже с законом с самого начала будет хорошо. … Но есть надежда, что будет успех", — прокомментировал Медведев.
Юргенс считает, что появление этого института на страховом рынке должно помочь снять нагрузку в спорах с потребителями страховых услуг, перенести акцент при разбирательстве с судов на досудебное урегулирование, но подчеркнул, что здесь важна поэтапность внесения нововведений. И в первую очередь, по его словам, необходимо ввести приоритет натуральной формы возмещения в ОСАГО, а затем решать вопрос по омбудсмену, поскольку эти законопроекты находятся в разной степени проработки.
А Соломатин напомнил, что с 1 января 2017 года для всех участников рынка ОСАГО вводится обязательная продажа электронного полиса. "Мы надеемся, что введение электронного полиса и натурального возмещения, и хотя бы год работы по этим эксперементальным для всех модификациям ОСАГО покажет плюсы-минусы, болевые точки. … Когда эти вещи устаканятся, можно говорить о следующем этапе введения, например, фактически другом досудебном механизме в части омбудсмена", — заключил эксперт.
Иные противоречия
Ранее идея создания финомбудсмена обсуждалась в отношении финансового рынка в целом, а теперь только в отношении страховщиков моторных видов страхования, что также вызвало противоречивые мнения.
"Я бы не делал это только на сегмент автострахования. Это не совсем правильно. Законопроект, который приняли в первом чтении, говорит о финансовом омбудсмене в целом на рынке финансовых услуг (здесь и НПФ, и банки, и страховщики, и еще масса организаций). Я пока не вижу в законопроекте отдельно страхового омбудсмена. Может, конечно, он появится, но пока это не более чем фантазия", — заявил Соломатин.
Хотя, Медведев предположил, что "сторонники закона о финансовом уполномоченном настроены таким образом — ядро бы провести, а дальше мясо нарастет, и в ядро они хотят включить ОСАГО".
Но, судя по всему, не во всех сегментах страхования вопрос об омбудсмене относится к темам первоочередной актуальности.
"По мнению НСА, в настоящее время сектор агрострахования не испытывает острой потребности в специальном омбудсмене — представителе интересов застрахованных аграриев в связи с тем, что данный вид страхования в настоящее время относится скорее не к массовым видам, а к видам корпоративного страхования. Кроме того, в агростраховании с господдержкой достаточно низок уровень споров", — рассказал РИА Новости президент Национального союза агростраховщиков (НСА) Корней Биждов.
По данным НСА, за период 2012-2015 года выплат в арбитражных судах было рассмотрено по агростраховнаию с господдержкой 218 дел (0,8% от количества заключенных договоров страхования). А за период с 2012 года в союз поступило не более 10 жалоб и обращений, которые были рассмотрены — в том числе, по некоторым были даны рекомендации членам НСА для разрешения спора в пользу агрария.
"Потребность в омбудсмене по агрострахованию возрастет в случае активного развития направления агрострахования малых фермерских хозяйств, но для этого еще требуется принятие специальных мер по созданию дополнительных программ и условий агрострахования, над чем в настоящее время ведется работа", — заключил Биждов.