МОСКВА, 24 окт – РИА Новости. Нейрофизиологи из Петербурга и Цюриха разработали новую методику стимуляции позвоночника после травмы спинного мозга, которая позволила почти полностью вернуть подвижность парализованным крысам, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Medicine.
"Для начала клинических испытаний требуется соблюсти все этические и юридические нормы, конечно, необходимо согласие пациентов. Могу сказать, что людей, страдающих параличом, которые бы согласились участвовать в клинических испытаниях, достаточно много. Пациенты активно пишут, сообщают, что они многое перепробовали и им ничего не помогает. Внимание СМИ значительно повысило интерес к нашему методу", — заявил Павел Мусиенко из Института физиологии РАН в Санкт-Петербурге, чьи слова приводит пресс-служба Российского научного фонда.
Повреждение позвоночника в большинстве случаев приводит к частичному или полному параличу конечностей в зависимости от места травмы. На сегодняшний день ученые разрабатывают несколько методов лечения таких травм. В большинстве случаев биологи пытаются использовать стволовые клетки для восстановления соединения между частями спинного мозга. Существуют и принципиально иные методы — подключение конечностей к головному мозгу при помощи электродов.
Группа биологов под руководством Грегуара Куртина (Gregoire Courtine) из университета Цюриха (Швейцария) несколько лет назад разработала оригинальную методику, позволяющую вернуть свободу движения парализованным крысам без хирургического вмешательства и инъекций стволовых клеток.
Куртин и его коллеги, в том числе Мусиенко и ряд других российских ученых, обратили внимание на то, что даже при самых серьезных повреждениях спинного мозга часть нервных волокон остается нетронутыми. Данные цепочки нейронов не задействованы в работе двигательной системы организма, однако их можно переключить на новую задачу. Электростимуляция этих нейронов и особые тренировки в специальном "экзоскелете" позволили крысам почти полностью восстановить подвижность своих ног после частичного разрезания их позвоночника.
Проблема заключается в том, что подобные методики стимуляции пока нельзя использовать для восстановления подвижности людям или животным, которые находятся в параличе очень длительное время, или тем людям, которые парализованы лишь частично.
Мусиенко и его коллеги сделали большой шаг к решению этой проблемы, создав особые электродные матрицы и технологии их имплантации в спинной мозг, которые позволили команде Куртина проследить за тем, какие нервные клетки спинного мозга "включаются" во время исполнения различных движений задними ногами крысы и как на их сигналы реагируют мышцы. Ученые провели подобные опыты как на здоровых крысах, так и на тех животных, которым они вернули способность ходить после раздробления и сращивания спинного мозга через 9 недель после травмы.
Технологии имплантации и алгоритм электростимуляции спинного мозга, разработанные нейрофизиологами на базе этих наблюдений, помогут ученым разобраться, как именно "работает" восстановление спинного мозга при помощи электростимуляции. Кроме того, они смогут понять, как можно "исправить" точечные дефекты в его работе, в том числе односторонний паралич конечностей, дефекты походки и прочие вещи, связанные с травмами нервной системы, а также лечить паралич через несколько месяцев или лет после его развития.
Как отмечает российский нейрофизиолог, перед внедрением нового метода в клиническую практику предстоит большая работа по тестированию разработанного подхода на более крупных животных – кошках и, возможно, обезьянах. При адекватном финансировании и расширении участников научной группы, как считает Мусиенко, данная методика должна скоро попасть в клиническую практику.