Рейтинг@Mail.ru
Трон для "короля музыки": в филармонии Мурманска устанавливают новый орган - РИА Новости, 24.10.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Трон для "короля музыки": в филармонии Мурманска устанавливают новый орган

Читать ria.ru в
Дзен
К 100-летию Мурманска власти города планируют реконструировать филармонию и установить в ней уникальный орган.

МУРМАНСК, 24 окт – РИА Новости, Анастасия Яконюк. Уникальный инструмент стал подарком мурманским меломанам к 100-летию города, как и глобальная реконструкция мурманской филармонии, в которой сейчас завершается установка "короля музыки". Руководство филармонии считает, что орган порадует не только любителей классической музыки, но и поможет подрастающему поколению открыть для себя мир высокого искусства, а также привлечет на крайний север мировых музыкальных звезд.

Сумасшедшая идея 

Мурманские слушатели избалованы вниманием музыкантов с мировыми именами – в столице Заполярья не раз выступал оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, давали гастроли знаменитые пианисты и скрипачи, российские и европейские оперные звезды. Здесь ежегодно проходят музыкальные фестивали и гастроли лучших музыкантов мира.

Правда, состояние здания филармонии долгие годы оставляло желать лучшего. К столетию Мурманска был задуман глобальный проект по его реконструкции с амбициозной идеей — установить орган, инструмент, который считают "королем музыки".

Директор филармонии Виктория Чачина признается, что мысль об органе пришла ей в голову, как только она переступила порог филармонии в качестве директора несколько лет назад и увидела невзрачный зал, давно нуждавшийся в ремонте.

"Я когда сюда пришла, филармония была в убытках, не имела собственного помещения, а арендовала часть здания. В общем, была падчерицей. Надо было задумать что-то глобальное — не только потихонечку вылезать из этого состояния, а мечтать о глобальном", — говорит Чачина.

По признанию директора, поначалу на нее смотрели как на городскую сумасшедшую, никто не верил, что идея с органом вообще осуществима. Необходимость установки инструмента пришлось доказывать в разных инстанциях. Параллельно шли поиски подходящего органа по всему миру.

Двухбуфетный орган

В поисках инструмента, который бы подошел именно для мурманского зала, Чачина объехала несколько заводов, где изготавливают органы. Все мастера предлагали классический вариант, который превратил бы зал филармонии в органный, значительно сузив другие музыкальные возможности.

"Нужно было такое размещение органа, которое бы не позволило сильно "съесть" зеркало сцены. "Керн" (знаменитая французская органостроительная компания) дал такое предложение", — рассказывает директор филармонии.

Орган расположился с двух сторон сцены, что усложнило работу настройщика, но сохранило большое пространство.

"Каждый орган – уникальный музыкальный инструмент, вы не найдете двух одинаковых. Кроме того, в каждом зале – своя акустика. В этом органе больше двух тысяч труб, каждую нужно настроить", — рассказывает управляющий директор фирмы "Glatter-Götz" Штефан Штюрцер, который выиграл конкурс на настройку инструмента в Мурманске.

За полярный круг он приехал в июле, и с тех пор придирчиво вслушивается в каждый звук гигантского инструмента. В его 23-летней практике мурманский орган — примерно 30-й по счету, включая тот, что установлен в Большом театре. Но Штефан признается, что звук каждого, даже годы спустя, он узнает из десятков других.

От раннего барокко до современной классики

Орган, разделенный на две части по двум сторонам концертного зала, тем не менее, должен звучать как единый инструмент. Добиться этого Штефану помогает органист из Москвы, лауреат международных конкурсов Гарри Еприкян.

"Нам повезло с акустикой, и в зале не слышно, что орган разделен. Это редкость и требует дополнительного труда, чтобы его настроить. Органный мастер, находясь в одной части, предполагает, как инструмент звучит в другой части, и наоборот. Ему каждый раз приходится выходить на центр, проходить в зал и слушать баланс", — поясняет органист.

На мурманском органе можно играть любую музыку от произведений раннего барокко до самой современной – в этом его универсальность, говорит Еприкян. Он признается, что любой органист с радостью бы принял предложение сыграть на этом инструменте – хорошая акустика, передвижная консоль, возможность играть без ассистентов. Вероятнее всего, в ближайшее время именно Еприкяну предстоит познакомить мурманскую публику с новым органом.

"Тут будут разные органисты играть. Здесь под боком скандинавские страны. Найдутся многие отличные титулованные органисты известных соборов, которые захотят тут выступить", — уверен московский музыкант.

Целебная сила искусства 

Зал филармонии еще не открылся после масштабного ремонта. Вместо музыкантов здесь пока работают строители, оформители и уборщики. Рабочие в синих костюмах аккуратно присаживаются на край новых кресел, когда звук органа заполняет пространство зала. Впереди еще много работы, прежде чем голос инструмента зазвучит чисто и в полную силу. Этого события с нетерпением ждет мурманская публика – даже для искушенных музыкальных гурманов города органные концерты станут особенным деликатесом.

"У мурманской публики огромный интерес, даже среди людей, которые никогда не посещали филармонию. Есть определенное представление об этом инструменте, он во многом связан с западной культурой, с церковью", — поясняет Чачина.

Побывав во многих европейских странах, она с некоторым сожалением отмечает, что за границей считается очень престижным попасть на серьезный филармонический концерт. В России же пока бывает так, что билеты на не самых известных "звезд" эстрады стоят гораздо дороже, чем на концерт симфонического оркестра.

"У западной публики генетически другое ухо. Они посещают церковь, где играет орган, это музыкальное воспитание, которое передается с генами. Орган дает возможность через интерес, любопытство прийти к серьезному, научиться понимать, что такое академическая, классическая музыка", — считает директор филармонии.

Кроме того, уверена Чачина, звук органа обладает целебными свойствами: в этом инструменте есть тубы, которые не издают звук, а только вибрируют, что благотворно влияет на организм. Так что посещение органных концертов вполне можно назвать "музыкальной терапией". "Поэтому и говорят, что орган нужно слушать вживую – он вибрирует. У человека другие процессы начинают происходить – него по-другому работает обмен веществ", — поясняет Виктория Владиславовна.

По ее словам, уже сегодня выстроилась очередь желающих сыграть на мурманском органе, есть заявки из-за рубежа. В планах – создание цикла детских концертов. Ну а мурманские музыканты, работающие в филармоническом оркестре, ждут расширения репертуара, ведь орган "в содружестве" с другими инструментами открывает для исполнителей новые возможности.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала