МОСКВА, 21 окт — РИА Новости. Совет муфтиев России (СМР) издал фетву, которую назвал доработанным вариантом грозненской фетвы об истинных мусульманах, в ней перечислены признаки радикальных исламских движений; исламоведы считают, что оснований для раскола мусульман нет, так как два документа похожи.
Грозненская фетва была принята в конце августа по итогам конференции "Люди Сунны — кто они?". Документ, согласно тексту, "является единодушным решением муфтиев и ученых России и обязателен к исполнению всеми мусульманскими организациями на территории Российской Федерации", он отделяет сторонников истинного ислама от последователей сект, осуждая, в частности, ваххабизм, сформировавшийся в XVIII веке на Аравийском полуострове.
Однако СМР выступил с заявлением, в котором назвал фетву недоработанной, и отметил, что подобные документы "не поддаются однозначным оценкам типа согласен/не согласен". Поэтому по ним необходимо провести богословскую дискуссию, которая "должна носить всероссийский характер с привлечением к ней всех заинтересованных полномочных сторон".
"Данная фетва является богословским заключением Совета улемов Совета Муфтиев России и Духовного управления мусульман РФ и доработанным вариантом фетвы, принятой в ходе Грозненской конференции, прошедшей с 25 по 27 августа 2016 года", — говорится в опубликованном на сайте СМР документе.
Фетва, в частности, перечисляет действия, совершив которые, то или иное исламское движение является радикальным. Они таковы: "покушение на жизнь или имущество других людей, убийство на почве религиозной нетерпимости", "принижение достоинства и чести других мусульман, причисление их к числу заблудших", "претендование на свою "единственность", "эксклюзивную правильность" и нетерпимость к мнению других", а также "разжигание военных противостояний из-за религиозной нетерпимости, нарушение мирной жизни в обществе".
По его словам, обе фетвы, используя "практически те же аргументы и ссылки" несут "общий посыл": никакое движение не может монополизировать именование "мусульманин-суннит". Эксперт констатировал начало аргументированной дискуссии, что, по его мнению, является важным в свете разговоров о возрождении российского исламского богословия.