ВАРШАВА, 20 окт — РИА Новости. Заявления министра обороны Польши Антони Мачеревича о встрече представителей польских и российских властей в день катастрофы под Смоленском, когда погиб президент Лех Качиньский, и предоставлении Москвой неких данных о ходе крушения самолета, которые противоречат официальным итогам расследования, вредны для Польши и являются признаком тяжелой политической патологии, заявил экс-премьер страны, глава Евросовета Дональд Туск.
Ранее министр обороны Польши Антони Мачеревич в интервью изданию Gazeta Polska сообщил, что Варшава располагает видеозаписью разговора Туска с занимавшими в 2010 году посты премьер-министра и главы МЧС России Владимиром Путиным и Сергеем Шойгу, который состоялся вечером в день катастрофы. Министр подчеркнул, что Туск никогда не информировал об этой встрече общественность, а российская сторона во время беседы якобы сообщила польскому премьеру о ходе катастрофы. По словам Мачеревича, озвученные данные отличаются от тех, что позже были представлены в докладах польской комиссии, изучавшей авиакатастрофу, и МАК.
"Всем известно, что на этой встрече присутствовали польские и российские камеры. С нами было много людей. Это уже не инсинуации, это какие-то признаки тяжелой политической патологии. Честно говоря, я не хочу это комментировать. Это печально, это очень вредно для Польши. Комментирование Антони Мачеревича превышает мое терпение. Я морально не готов комментировать действия этого человека", — сказал Туск журналистам в Брюсселе.
Самолет Ту-154 президента Польши Леха Качиньского в 2010 году потерпел крушение при заходе на посадку в аэропорту "Смоленск-Северный". На борту находились 96 человек: 88 пассажиров и восемь членов экипажа, летевших на траурные мероприятия в Катыни. Все они погибли.
Межгосударственный авиационный комитет в 2011 году обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
Новая польская комиссия, которая расследует обстоятельства катастрофы под Смоленском, 15 сентября представила первые результаты своей работы. Эксперты заявили, что самолет начал разрушаться в воздухе в 900 метрах от места падения, а с регистраторов пропали последние секунды записей.
Комиссии, как утверждается, удалось получить доступ к полным версиям записей, которые свидетельствуют, что в последние секунды полета у самолета отказали генератор, двигатель и датчики считывания высоты. Министр обороны Польши Антони Мачеревич принял решение о рассекречивании документов, связанных с авиакатастрофой.