МОСКВА, 20 окт — РИА Новости/Прайм. РЖД и ФАС обсуждают либерализацию железнодорожных экспортных тарифов либо возврат тарифов в портах, что позволит перевозчику увеличить свою долю в транспортных затратах грузоотправителей, пишет в четверг газета "Коммерсант".
Источник издания на рынке сообщил, что РЖД и ФАС совместно прорабатывают инициативу дерегулирования экспортных перевозок к портам. По его словам, служба направит предложения в правительство с учетом интересов всех игроков, маржа должна перераспределиться внутри цепочки без роста цен грузоотправителей.
По подсчетам РЖД, доля стивидоров в общей цене транспортировки на экспорт растет быстрее железнодорожной составляющей, пишет газета. В РЖД предлагают проработать фиксацию транспортной составляющей в конечной цене продукции и закрепить структуру распределения стоимости услуг в транспортной цепочке.
Источник газеты среди стивидоров негативно оценил идеи РЖД. По его словам, тарифы для перевозчика устанавливает государство, стимулируя перевозки в те или иные порты, а те, как и грузоотправители, живут в рыночной экономике, у грузовладельца есть транспортная составляющая, по которой он готов везти груз в порт, и она не фиксирована, как это представляют РЖД. В Ассоциации морских портов России говорят, что конкурентная среда ранее позволила дерегулировать тарифы портов, а рост грузооборота стивидоров и переориентация 94% грузов на порты РФ подтверждают рыночность ставок.
Другой собеседник издания отмечает, что если инициатива РЖД связана с намерением привлечь дополнительные грузы, то правильно было бы формировать совокупный сервис с портовиками и разделить скидку, а не использовать рычаги госрегулирования. Источник газеты среди грузоотправителей считает, что идея сравнения тарифов монополии и портов "сомнительна": порты могут лишиться клиентов, если тех не устроят тарифы, а от РЖД на иные виды транспорта уйти сложнее.