Сергей Варшавчик, для РИА Новости
Ровно 60 лет назад, 19 октября 1956 года, СССР и Япония подписали совместную декларацию о прекращении состояния войны, восстановив дипломатические и торговые отношения, а также заявив о взаимном отказе от претензий, друг к другу по итогам Второй мировой войны. Но документ до сих пор, во многом, так и остался декларацией намерений. В чем же причины?
Согласен на передачу двух островов
Стороны обязались руководствоваться принципами Организации Объединенных Наций. В частности, разрешать споры мирным путем и воздерживаться от угрозы применения силы. СССР отказывался от репарационных требований, отпускал домой японских пленных и поддерживал просьбу Страны восходящего солнца о ее принятии в члены ООН.
В декларации подчеркивалось, что Советский Союз согласен передать Японии два острова Курильской гряды — Хабомаи и Шикотан, оговорив, что их фактическая передача будет произведена после заключения мирного договора между двумя странами.
Почуяв слабость северного соседа
Для двух государств, которые всю первую половину ХХ века враждовали и вели друг с другом войны на Дальнем Востоке, это был решительный шаг вперед по преодолению теней прошлого.
Почувствовав свою силу и слабость северного соседа, после Октябрьской революции Япония приняла активное участие в военной интервенции против Советской России в Сибири и на Дальнем Востоке. Для нее борьба с большевиками была удобным предлогом расчленить и колонизировать чужие земли, богатые полезными ископаемыми.
Не обращая внимания на российские законы
Четыре года представители островного государства грабили и разоряли соседнюю страну, поощряя при этом местные сепаратистские движения, которые возглавляли их ставленники типа атамана Григория Семенова.
Лишь военные успехи Советской России, добившейся на Дальнем Востоке побед и недовольство западных стран, в частности США и Великобритании, растущими аппетитами Японии, вынудили последнюю вывести свои войска с оккупированных территорий.
Испытывая терпение СССР
При этом если из Приморья японские солдаты ушли в октябре 1922 года, то северный Сахалин они покинули только в мае 1925-го.
До начала боев у озера Хасан, за два предыдущих года японские и маньчжурские солдаты 35 раз вступали в бой с советскими пограничниками. 29 июля 1938 года в рамках разработанного штабом Квантунской армии войны против СССР, японские войска вторглись на территорию соседа.
Отрезвляющий удар
В ходе боевых действий, которые длились до 11 августа 1938 года, нападавшие получили отпор, а после окончания Второй мировой войны в 1946 году 13 высокопоставленных военных и гражданских чиновников Японии были осуждены за развязывание этого конфликта.
В 1939 году бои разгорелись в Монголии, на реке Халхин-Гол и стали решающим противостоянием в цепи локальных конфликтов между Советским Союзом и Японией. Последней было нанесено весьма чувствительное поражение. Кроме того, она понесла тяжелые потери, как в личном составе, так и в технике — на земле и в воздухе.
Новое время диктует новые соглашения
После окончания срока действия пакта, 9 августа 1945 года советские войска вступили в войну против Японии, за короткое время, нанеся поражение Квантунской армии в Китае и Корее, а также с боями очистив южный Сахалин и ряд прилегающих островов, в том числе и Курильской гряды.
19 октября 1956 года от СССР документ подписали председатель Совета Министров Николай Булганин и сменивший Вячеслава Молотова на посту министра иностранных дел Дмитрий Шепилов. Со стороны Японии — тогдашний премьер-министр страны Хатояма Ициро и ряд его коллег.
В обстановке общего доверия
Документ чуть позже ратифицировали парламенты обоих стран, и одобрил тогдашний император Японии Хирохито.
Советский Союз выполнил все взятые на себя обязательства. Не стал требовать послевоенных выплат, досрочно освободил отбывающих наказание японских военных преступников, поддержал вступление соседней страны в ООН, одобрил совместные вопросы сотрудничества в области рыболовства и спасении на море людей.
Для тяжелобольного Итиро Хатояма, который прибыл в Москву в инвалидной коляске, налаживание связей с СССР стало последним и главным событием в его политической жизни. По возвращению в Японию 73-летний политик ушел в отставку.
Угроза дяди Сэма
Казалось бы, до заключения мирного договора оставалось рукой подать. Однако в процесс вмешался третий игрок — Соединенные Штаты Америки, которых в разгар "холодной войны" совершенно не устраивало потепление отношений между СССР и Японией.
Угроза подействовала, и компромисса по поводу южных Курил достичь не удалось, а вместе с этим растаяла надежда на заключение полноценного советско-японского мирного договора.
Защищать американских солдат до последней капли крови
Доброжелательно настроенных по отношению к Советскому Союзу премьер-министров Хатояму Ициро и Тандзана Исибаси сменил на посту Нобусукэ Киси, проводивший подчеркнуто проамериканскую политику.
При нем в январе 1960 года в Вашингтоне был заключен договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией. Документ давал право американцам создавать военные базы на территории страны Восходящего солнца, а также размещать на них любое количество своих солдат, которых местные силы обороны обязывались защищать в случае нападения.
Это вызвало мощнейшие протесты в Японии, но не смутило США — дело было сделано. В итоге, советско-японские отношения в условиях идеологического противостояния были надолго заморожены.
Вначале — острова, потом — нефть
Немного потеплели они к 1973 году, когда в октябре в Москве состоялись двусторонние переговоры на высшем уровне. Был заключен ряд соглашений в области науки, техники, защиты окружающей среды.
На фоне тогдашнего нефтяного кризиса, сильно ударившего по экономике островного государства, СССР предложил совместно построить нефтепровод из Тюмени до Тихого океана с обязательством отдавать часть нефти Японии.
В ответ японская сторона выдвинула требование прежде отдать ей "северные территории", имея в виду Курильские острова.
В политическом тупике
Но вместо компромиссного варианта образца 1956 года японские представители стали настаивать на том, чтобы им вернули все спорные острова. Как следствие этого, ситуация зашла в тупик — в настоящее время руководство России не помышляет о возможности передачи даже одного острова.