МОСКВА, 18 окт — РИА Новости. Карл Маннергейм — фигура противоречивая, однако он очень много сделал для Российской империи, заявил спецпредставитель президента РФ, экс-глава администрации Кремля Сергей Иванов, отвечая на вопрос, не было ли ошибкой появление доски этому военачальнику в Петербурге.
Памятная доска в честь Маннергейма была установлена на фасаде здания Военной академии материально-технического обеспечения в Петербурге в июне. Ее установка вызвала общественный резонанс из-за неоднозначности личности Маннергейма.
С одной стороны, у него была довольно успешная военная карьера в России: в 1897-1903 годах Маннергейм находился на службе при императорском дворе в Петербурге, участвовал в русско-японской войне, командовал разными частями действующей русской армии в Первую мировую.
С другой стороны, Маннергейм после 1917 года связал свою дальнейшую судьбу с Финляндией. В 1941-1944 годах возглавляемые Маннергеймом финские вооруженные силы участвовали в блокаде Ленинграда.
Недовольные несколько раз обливали доску красной краской. Вечером 13 октября памятная доска Маннергейму была демонтирована и установлена 14 октября в музее Первой мировой войны в Царском селе.
"Наверное, надо было заранее объяснить людям элементарные вещи, связанные со знанием истории. У нас народ, к сожалению, часто историю либо не знает, либо, даже когда узнает какие-то отдельные факты, не хочет их признавать в упор. Против установления памятного знака Маннергейму протестовала очень узкая, маргинальная часть населения, представленная такой незарегистрированной партией, как "Другая Россия". Обливали доску краской, занимались вандализмом. Главная фальсификация в том (даже некоторые СМИ ее допускали), что доску установили финскому маршалу Маннергейму. Вранье полное! Это памятник русскому генерал-лейтенанту Маннергейму", — сказал Иванов, принимавший участие в открытии доски, в интервью сайту kp.ru.
"Нельзя отрицать, что Маннергейм очень много сделал для Российской империи. Он Георгиевский кавалер. А все Георгиевские кавалеры у нас увековечены на досках в Георгиевском зале Кремля. Конечно, Маннергейм фигура противоречивая. Но это пример того, как жизнь людей, и не только простых, была кардинально изменена, исковеркана октябрем 17-го года", — отметил он.
По словам Иванова, россияне должны знать свою историю.
"Во Франции в Бастилии бошки рубили, но французы признают историю таковой, какая она есть. Мы не говорим, что гражданин Финляндии Маннергейм (а он им стал после 18-го года) принес много пользы Советскому Союзу. Нет, конечно. Но мы говорим, что он принес очень много пользы, в том числе выполняя ответственные разведывательные задания по линии Главного разведывательного управления Генштаба Российской империи, что, в конце концов, он был советским военным пенсионером. Многие об этом не знали", — сказал он.