Ежегодно в России более 30 тысяч человек нуждаются в реконструктивных пластических операциях после травм, ожогов и онкологических заболеваний. Директор центра пластической хирургии Первого медицинского государственного университета им. И.М. Сеченова, председатель экспертной комиссии по хирургии ВАК, профессор Игорь Решетов подробно рассказал о том, как важно помочь этим людям.
— В настоящее время в Минздраве обсуждается возможность вхождения пластической хирургии в систему ОМС и ДМС. Игорь Владимирович, как Вы относитесь к этой идее?
— Пластическая хирургия является междисциплинарной специальностью, и помимо эстетической хирургии значительную часть занимает реконструктивная хирургия. Речь идет об устранении последствий травм, ожогов, онкологии. Потребность населения в этой составляющей очень существенная. Таких пациентов по всей стране в год набирается примерно 30-40 тысяч человек.
В частности, опухоли кожи, особенно лица, а также саркомы конечностей требуют обязательных реконструктивных операций. Или возьмем, к примеру, проблему рака молочной железы: здесь важно не только успешное лечение, но и полное восстановление символа совершенства женщины. Реконструктивная операция позволяет решить многие психологические проблемы, ведь часто женщины отождествляют потерю груди с потерей женственности, отсюда возникают трудности социальной адаптации, проблемы в личной жизни, многие впадают в депрессию.
Особую группу составляют пациенты с опухолями органов головы и шеи. Здесь само лечение заболевания во многом зависит от успешности именно восстановительных пластических операций.
— Самыми распространенными формами злокачественных опухолей у мужчин являются рак желудка и рак легкого. У женщин — рак молочной железы. При любых формах диагноз рак наносит тяжелую психологическую травму независимо от ее локализации, но страдания усугубляются, если болезнь нарушает возможность общения, питания и дыхания.
— Что должно непременно насторожить любого человека в своем здоровье, заставив его пойти к онкологу?
— Правда заключается в том, что не надо ждать появления симптомов. Симптомы появляются тогда, когда опухоль уже получила большую распространенность. Всем можно посоветовать ежегодно проводить профилактические обследования и лечить хронические заболевания.
Я говорю сейчас о культуре и ответственности за себя и свое здоровье. Все должны понимать, что только раннее выявление заболевания оставляет шанс на выздоровление, а часто — и на жизнь.
— Что реконструктивная пластическая хирургия может предложить онкологическим пациентам?
— Реконструктивная хирургия практически изменила восприятие пациентами тяжелого известия о наличии опухоли и необходимости ее удаления. Осознание того, что после наркоза пациент проснется с сохраненной или восстановленной молочной железой, тканями лица, конечностями вселяет в него надежду, "перекидывает мостик" из прошлой жизни в жизнь будущую.
Лично мною подготовлена школа микрохирургов-пластиков. Десять специалистов руководят отделениями и больницами в разных городах России. Примеров благополучного результата после лечения с полной социальной и трудовой реабилитацией накопилось очень много. Мы прооперировали более 1000 пациентов, которым была выполнена микрохирургическая аутотрансплантация органов и тканей, что позволило в полной мере восстановить утраченные ткани.
— Например, микрохирургия позволила нам добиться полного восстановления функций языка — двигательных, вкусовых, чувствительных. И самое главное — теперь мы можем восстановить речь. Это делается с помощью сложных составных аутотрансплантатов, то есть тканей, взятых у самого пациента из области бедра, подмышки или передней брюшной стенки.
Конечно, высокие технологии нелегко внедряются в практическое здравоохранение. В этом смысле нам помогает энтузиазм и понимание важности высокотехнологичной помощи.