Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Ревизорам предстоит выяснить финансовое состояние подведомственных Спецстрою предприятий и оценить эффективность расходования бюджетных средств, выделенных и в рамках государственного оборонного заказа, и в других проектах — например, при строительстве космодрома Восточный.
По сведениям издания, причиной для проведения проверки стал разгромный отчет о деятельности и состоянии Спецстроя, подготовленный в аппарате правительства в сентябре, который лег на стол российского президента Владимира Путина.
65 лет на стройках
Ведомственные историки считают официальной датой рождения Спецстроя 31 марта 1951, когда постановлением Совета министров СССР в составе МВД было создано Строительное управление № 565 — так сообщает музей этой организации.
В 1953 году СУ-565 было преобразовано в Главное управление специального строительства (ГУСС или Главспецстрой), первой задачей которого стало создание системы ПВО вокруг Москвы. В том же году было создано и Ленинградское управление ГУСС — также для строительства объектов ПВО вокруг Ленинграда. В те годы ведомственная принадлежность организации менялась несколько раз — ее передавали из МВД в 3-е Главное управление Совмина, затем в Средмаш, потом снова в состав МВД.
Участвовал Главспецстрой и в гражданском строительстве. Кроме сооружения жилых домов, к Олимпиаде-80 он возводил, например, велотрек в Крылатском.
В 1997 году была создана Федеральная служба специального строительства (Росспецстрой), в 2004-м преобразованная в федеральное агентство — Спецстрой России, оставшееся в ведении Минобороны. К этому моменту Спецстрой уже стал мощной корпорацией, объединяющей строительные предприятия, сеть НИИ и проектных институтов. Сюда влились военный трест "Дальспецстрой", а также бывшие Федеральное дорожно-строительное управление при Минобороны и Главное военное эксплуатационно-восстановительное управление Минсвязи.
География строек Спецстроя — вся страна, включая самые удаленные и труднодоступные районы, где организация осваивает более 200 миллиардов рублей в год.
Дальше в лес — больше дров
В течение последних лет название Спецстроя все чаще звучит в связи с коррупционными скандалами.
Тем временем на Камчатке разгорелся скандал с несоблюдением сроков реконструкции аэропорта, на космодроме Плесецк в Архангельской области — с миллиардными долгами субподрядчикам. Потом началась криминальная эпопея со строительством космодрома Восточный.
По данным следствия, в 2006-2009 годах подсудимые, действуя в составе организованной группы, похитили около 106 миллионов рублей, принадлежавших "Дальспецстрою". По 11 государственным контрактам были выданы авансы — на цели, не связанные со строительством объектов космодрома Восточный, и это повлекло причинение ущерба стране в 5,2 миллиарда рублей.
Низкий старт
По-настоящему серьезные проблемы начались у Спецстроя в 2015 году, когда пришлось перенести дату первого пуска с Восточного с декабря на апрель следующего года. "Коммерсантъ" напоминает: тогда куратор ВПК вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил президенту, что федеральное агентство и наполовину не выполняет работы по заключенным им контрактам, и при этом перепоручает сторонним структурам как основные виды работ, так и разработку проектно-сметной документации. Многие подрядчики на поверку оказываются некомпетентными, не располагают ни необходимым оборудованием, ни специалистами. Только на Восточном таких оказалось более 250.
Начались массированные проверки. Федеральная монопольная служба выявила, что многие контракты по строительству Восточного заключаются с нарушениями. Генпрокуратура и Следственный комитет обнаружили множественные нарушения, связанные с задержками зарплаты работникам организации.
Тем временем результаты работы Спецстроя становились все хуже. Почти 90% объектов агентства строятся с отставанием от графика, состояние более 70% из них характеризуется как критическое.
Все эти данные проверяет Главное контрольное управление Кремля, и от результатов проверки теперь зависит будущая судьба некогда славного Спецстроя.