БАНГКОК, 14 окт – РИА Новости, Евгений Беленький. Вечером в пятницу Бангкок необычно тих. Жизнь многомиллионного города не остановилась: по улицам ездят машины, но их непривычно мало для пятницы. Работают многие рестораны и кафе, магазины открыты, но посетителей в этот вечер конца недели мало, и они, в основном, одеты в черное. Они быстро едят или делают покупки, и, не задерживаясь, уходят. Тротуары бангкокских улиц, по большей части узкие и заставленные лотками и тележками торговцев, отчего они всегда кажутся переполненными. В этот день почти пусты.
Жизнь города не остановилась. Она, скорее, замерла в печали, в трауре по ушедшему королю Пхумипхону Адулъядету, которого граждане Таиланда называют отцом.
Портреты на улицах и горящие свечи
Столица Таиланда всегда украшалась портретами короля. Не только муниципальные учреждения и министерства, но и крупные частные компании всегда выставляли в праздники огромные портреты монарха перед своими зданиями. Сегодня эти портреты тоже на своих привычных местах, но они переплетены черными лентами, и на тротуаре перед ними горят свечи. У портретов сидят на циновках, расстеленных прямо на тротуаре, десятки людей, те, кто зажег свечи. Кажется, что все немногочисленные прохожие, которых можно увидеть на улицах в этот час вечерних сумерек, идут именно сюда
Во дворах министерских зданий в исторической части города и у больницы Сирират, в которой в четверг скончался монарх, установлены большие телеэкраны, у которых тоже собираются люди. Скоро начнется прямая трансляция из Большого королевского дворца буддийской церемонии "омовения" усопшего короля, во время которой ближайшие родственники и приближенные будут медленно выливать воду на руку монарха, тело которого, кроме руки, будет закрыто погребальными покрывалами. Вода в этой церемонии символизирует душу усопшего, которой родные и близкие вместе с буддийскими монахами помогают в ее восшествии на небеса. Все остальные присутствующие на церемонии и те, кто будет смотреть ее прямую трансляцию по телевидению, помогут родным покойного, медленно переливая воду из сосуда в сосуд.
Люди сидят на асфальте и молятся. Некоторые плачут, вглядываясь в королевский портрет.
"Я приехала к больнице Сирират сегодня в четыре утра, мы приехали всей семьей из Аюттхайи, чтобы помолиться за душу Его Величества и проводить нашего любимого отца в Большой королевский дворец", — говорит 47-летняя Сенгсири Йоттха. Рядом с женщиной на циновках сидят ее муж, двое сыновей со своими женами и маленький внук.
"Нам удалось увидеть процессию, и мы счастливы, что нам высшие силы дали такую возможность. Сначала мы думали пойти в Большой дворец вслед за процессией, но потом узнали, что там тоже люди с четырех-пяти утра ждут и, конечно, там уже нет мест. Тогда мы решили прийти сюда и посмотреть церемонию омовения по телевизору", — говорит Йоттха.
"Здесь мы можем вместе со всеми символически принять участие в церемонии. Я опять буду плакать, я сегодня много плачу. Мы уже участвовали утром в символической церемонии омовения у портрета Его Величества в больнице Сирират", — добавила она.
"Я храню тепло его рук"
Сидящие перед портретом люди зовут: "Подойди сюда, поговори вот с ней, ее когда-то лично благословил король!"
Пожилая женщина, очень смуглая, не привыкшая скрывать морщины на лице.
"Мое полное имя Суванна, но меня все зовут Па Пхынг (Тетушка Пчела). Мне 73 года, я из провинции Кхонкен. Ехала всю ночь и утро, поезд немного опоздал, поэтому в больницу Сирират я не попала. Но мне удалось попасть на улицу Ратчадамнен, по которой шла процессия, и я попрощалась с Его Величеством", — говорит она. Тетушка Пхынг приехала одна. Ее дети давно перебрались в город, а муж умер три года назад. В деревне у нее рисовое поле и фруктовая плантация, на которых она сама все еще работает вместе с несколькими наемными сельхозрабочими – гастарбайтерами из Мьянмы.
"Никогда бы себе не простила, если бы мне не удалось проводить Его Величество. Я же когда-то получила его благословение! Сорок один год назад Его Величество приезжал в наш район открывать новый ирригационный канал. Я была бойцом районного отряда сельской самообороны, и меня выбрали от деревни в делегацию встречавших. Мы очень волновались, у меня прямо сердце трепетало, почти из груди выскакивало. А когда он вышел к нам из машины, я как-то вдруг сразу успокоилась. Мы, как полагается, сидели перед ним на земле, и сразу склонились со сложенными руками, и вдруг я чувствую, как его руки берут мои! Король посмотрел мне в глаза, спросил, как меня зовут, и пожелал мне мира и счастья! Я всю жизнь живу этим воспоминанием. У Его Величества были такие теплые руки, я храню это тепло до сих пор и буду хранить до смерти".
"Главное, чтобы люди помнили, чему он нас учил"
Принц от имени ушедшего короля дарит монахам, прибывшим на церемонию, аккуратно сложенные новые монашеские одеяния. В тронном зале Большого королевского дворца – члены королевской семьи, приближенные покойного монарха, премьер-министр вместе с полным составом кабинета. Монахи сидят по десять на особых возвышениях, так, чтобы их головы были выше голов всех присутствующих, как полагается по традиции. Все они – настоятели монастырей из разных частей страны.
"Уход короля — огромная потеря для всех тайцев, вне зависимости от социального статуса, религии и политических убеждений. Он был душой нации, он объединял нас всех, даже когда мы были разделены политическими конфликтами", — говорит бизнесмен Сурин Бунсонг.
"Я мог бы посмотреть церемонию по телевизору у себя дома, я тут рядом живу. Но решил прийти сюда, чтобы побыть среди людей, которые собрались здесь. Это очень важно, быть вместе с людьми – соседями, соотечественниками, в такой момент", — говорит он.
"У меня есть несколько друзей, выросших в бедных семьях, которые выучились в университетах на королевские стипендии. Они будут вечно благодарны Его Величеству за образование и за то, что это образование помогло им из бедности войти в средний класс и стать обеспеченными людьми. Я сам вырос в обеспеченной семье, мне не полагалась стипендия. Но и я считаю себя учеником Его Величества, потому что мой бизнес стал расти тогда, когда я применил к нему королевскую философию самодостаточности. Можно долго объяснять нюансы этой философии и рассказывать о ее оздоровительном влиянии на нашу экономику после кризиса 1997–98 годов, но я бы выразил ее главную суть так, как я понял ее сам, одной фразой: главные враги процветания – это жадность и гордыня. Его Величество всей своей жизнью подал пример щедрости и смирения, и неустанной работы ради процветания страны и народа", — говорит Бунсонг.
"Это – главное наследство, которое он оставил нам всем. Теперь важно, чтобы все мы, его дети, от высших руководителей до самых скромных тружеников, не забыли того, чему нас научил наш отец, король Пхумипхон Адулъядет".