МОСКВА, 14 окт — РИА Новости, Алексей Захаров. Премиальный сегмент авторынка меньше всего реагирует на негативные изменения в экономике. Но сейчас даже покупатели дорогих автомобилей стали обращать внимание на экономическую ситуацию. РИА Новости поговорили с руководителями компаний-лидеров по объемам продаж в этом сегменте.
Сможет ли российский рынок стать первым по объемам продаж в Европе? Ожидается ли рост продаж в 2017 году? Какие новинки появятся в салонах дилеров Audi, BMW, Mercedes-Benz и как изменятся цены? И, наконец, кто покупает эти автомобили?
Свои версии ответов дали глава Audi в России Любомир Найман, глава BMW Group в России Елена Смирнова и глава Mercedes-Benz в России Ян Мадея.
Перспективы компаний на российском авторынке
Любомир Найман: У нас амбициозные планы по развитию бренда Audi на российском рынке. В краткосрочной перспективе мы не ставим перед собой задач по наращиванию объемов, либо увеличению доли рынка (продажи Audi в России за 9 месяцев 2016 года упали на 15% до 16 тыс. штук – РИА Новости).
Audi – это премиальный бренд. Мы ориентированы, в первую очередь, на качество продукта, новейшие технологии и решения, а также эксклюзивные сервисы, которые мы предлагаем нашему клиенту.
Елена Смирнова: Рынок в этом году продолжает движение вниз. Общий рынок по итогам 9 месяцев упал на 15%, премиальный сегмент – на 6%. Продажи BMW сократились всего лишь на 2% (до 20,6 тыс. штук – РИА Новости), но если смотреть по регистрации автомобилей, то по отношению к прошлому году мы выросли на 7%. Это для нас очень важный показатель. Он говорит о том, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, BMW растет. Естественно, наша доля по сравнению с прошлым году увеличилась. Для нас цель – увеличивать долю рынка. Для нас это основной показатель. Объем продаж – это величина вторичная; если доля рынка растет, то мы все делаем правильно.
Мы верим, что российский автомобильный рынок станет первым по объемам продаж в Европе. Поэтому мы решили начать строительство нового дистрибьюторского центра в Московской области для увеличения скорости и качества обслуживания клиентов.
Ян Мадея: Рынок падал в прошлом году примерно на 35%, сейчас рынок продолжает снижаться.
На примере нашей марки мы наблюдаем стабилизацию последние три месяца. Мы колеблемся около показателей предыдущего года, то есть в пределах +1% от объема продаж (в сентябре компания зафиксировала рост поставок на 1%, до 3,375 тыс. штук). И мы хотели бы сейчас эту тенденцию продолжить.
Новинки от лидеров премиального сегмента
Любомир Найман: В ноябре в России начнутся продажи нового Audi A5 Coupe, вслед за которым появится A5 Sportback, представленный недавно в рамках Парижского автосалона. Мы рассматриваем вопрос о поставках компактного кроссовера Q2 в Россию в первой половине 2017 года. Весной мы представим Q5 второго поколения. И самое большое событие для нас в 2017 году – это приход нового флагмана A8.
Мы делаем большую ставку на Q5. Внедорожник Q7, вышедший на российский рынок в прошлом году, показал новые возможности Audi. Audi Q5 увеличился в размерах, но при этом стал значительно легче. Расход топлива снизился. Аэродинамические показатели — лучшие в этом классе в мире. В автомобиле реализованы новейшие технологии и системы безопасности. И что важно – это новая подвеска. Кроме того, впервые для Q5 в качестве опции будет доступна пневматическая подвеска.
Елена Смирнова: До конца года у нас появится 7-я серия с 6-литровым двигателем. В следующем году нас ожидает премьера новой 5-ой серии и обновление линейки X.
Мы очень рассчитываем, что автомобили BMW X1, которые начнут производиться в октябре в Калининграде, помогут нам укрепить позиции в сегменте компактных SUV.
Ян Мадея: У Mercedes-Benz каждый год фейерверк премьер. Я не буду сейчас говорить про следующий год. Но посмотрите на этот. В начале года мы представили новый E-класс.
У нас была презентация GLC Coupe –автомобиль, который, безусловно, будет популярен. На рынок вышла машина, которая мне очень нравится, кабриолет S-класса. Нишевая, но знаковая для марки. Появились наши новые спорткары SL и SLC, кабриолет С-класса, обновленный CLA. Что будет в следующем году — посмотрим. Но я обещаю, что следующий год будет тоже плодоносный.
И не надо забывать про то, что мы на рынок постоянно каждый месяц выводим новые модификации автомобилей с новыми двигателями и полным приводом. Это касается, например, Е-класса. Сейчас появятся модели с индексом 43 с новым поколением двигателей – это и GLC 43, и E 43, и другие. Кроме того, на рынке появилось новое поколение 4-цилиндровых дизельных двигателей. Следующим шагом будет новое поколение 6-цилиндровых двигателей.
Портрет покупателя
Любомир Найман:
Наши клиенты очень трудолюбивы, они много времени отдают профессии, но при этом это люди разносторонние, имеющие широкий спектр интересов и разнообразный досуг.
Елена Смирнова: Это достаточно обширная категория. Но всех клиентов BMW объединяет образ мысли и отношение к жизни. Недаром мы говорим "образ жизни BMW", "ценности BMW". Клиент BMW – это человек с активной жизненной позицией. Человек, который с оптимизмом смотрит на будущее. Надо сделать немного больше, чем от себя ожидаешь, и тогда все остальное придет.
Ян Мадея: Нельзя определенно сказать об облике или профиле клиента Mercedes-Benz: человек, который покупает B-класс, сильно отличается от того, который берет GT. Но есть у них одна общая черта. Покупатели ищут то, что связано с эксклюзивностью и то, что мы называем "современная роскошь". Субъективные и индивидуальные предпочтения – это черта очень сильна у российских клиентов. Клиенты любят наш бренд и верят в него. У нас один из самых высоких уровней лояльности к бренду.
Как могут измениться цены и что делать с демпингом
Любомир Найман: Мы надеемся, что ситуация на рынке стабилизируется. Сейчас курс рубля к евро уже не 40, как был раньше, а 70, что отражается и на ценах на российском рынке. Если говорить о нас, то мы не ориентированы на объемы продаж, для нас на первом плане стоят вопросы качества.
Елена Смирнова: За последние два года рубль упал в 2 раза. У нас основные затраты находятся в области евро и доллара, но мы не увеличивали цены на новые автомобили пропорционально падению рубля. Они изменились в среднем на 30%. Это говорит о том, что мы верим в российский рынок.
И особое внимание, особенно в кризисной ситуации, мы уделяем политики ценообразования – с ноября 2014 года цены на запасные части выросли лишь в среднем на 12%. При этом дилеры не работают в убыток в этой сфере.
Ян Мадея: Обычно мы не комментируем ценовую политику Mercedes-Benz в СМИ.
В последние два года нарушилась нормальность рынка, на которую в других странах обычно воздействуют новые технологии и инфляция. И мы надеемся, что рубль сохраниться в пределах 70-75 за евро. И тогда, конечно, мы вернемся к нормальности.