МОСКВА, 13 окт — РИА Новости, Лариса Жукова. Только 20% мужчин и женщин старше 60 лет устраиваются на работу в России. Это данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ. Остальные вынуждены оставаться за бортом активной экономической жизни. Однако проблема серьезнее – отказывать при устройстве на работу начинают уже соискателям старше 45 лет. Об этом мы узнали у тех, кто пришел на столичную ярмарку вакансий "Опыт в цене".
Наталья, 61 год
Я по образованию инженер-конструктор. Когда НИИ в 90-е закрыли, переквалифицировалась на экономиста. Здесь их море – посмотрите. Очереди из работников научных институтов. Видно, что люди знающие, интеллигентные, приятного вида.
Эту ярмарку заставила посетить необходимость. В прошлом году я устроилась кассиром в "Пятерочку". Директор брал с опаской, предупреждал, что я могу не потянуть. Но взял на испытательный срок – там большая текучка. Нагрузка огромная, деньги мизерные. В основном, там гастарбайтеры работают, за меньшие деньги. В итоге, я пожалела здоровье, ушла.
Насколько я знаю, это первая ярмарка именно для пенсионеров. Ожидала, что будет что-то необычное, и предложат стоящую работу. Но мне пришлось разочароваться. Те вакансии, которые здесь представлены, не очень интересны: торговля, социальные и медицинские учреждения, ЖКХ. Это проблема нашего возраста: люди, полные сил и желания работать, остаются без работы. Первое, что спрашивают, – это "Сколько вам лет?". И если за 60 – то нужно соглашаться на все, что предлагают: мыть, убирать.
Николай, 49 лет
У меня два высших образования – инженерно-строительное и юридическое, мне 49 лет, и, по большому счету, я никому не нужен. Работал юрисконсультом в банках, строительных организациях, помощником генерального директора по правовой части. На последней работе, в Московской объединенной электросетевой компании, где я был главным специалистом проектно-изыскательских работ, было три сокращения в течение года. Я попал под второе два месяца назад.
После 45 лет не рассматривают резюме. Я отправил 400 откликов на headhunter. Больше половины – снабдил сопроводительными письмами. Их никто не читает.
Не понимаю, в чем проблема: на фотографии мое лицо, там не обезьяна, также указаны возраст и желаемая заработная плата. Последнее я убрал. Думал, может, смотрят на нее. Но до собеседований даже не дохожу.
Два раза в день отправляю две анкеты – одну инженерную, другую юридическую. Меня эта ситуация удручает. Мне казалось, что два образования будут преимуществом. В конце 80-х строительство заглохло, и в течение двадцати лет инженеры не были востребованы, но сейчас спрос есть. Также с юристами – раньше их было немного, сейчас полно. И работы на всех не хватит.
В 90-е не брали тех, кто старше 35. Прямо так и писали ограничения в возрасте. Сейчас запретили так писать, но просто не приглашают на собеседование. Только четверть работодателей отвечает "Вы нам не подходите". Остальные игнорируют.
Мой друг на пять лет меня младше. До кризиса он был генеральным директором крупной конторы. После – два года искал работу. Все плечами пожимали, говорили, что слишком крутой опыт, ничего хорошего предложить не могут. Он в итоге пошел на курсы и сейчас делает деревянные лестницы.
Если так и не устроюсь никуда – плюну на опыт, образование, пойду работать с госзакупками. Этому не учат в университете, а спрос есть. Лестницу я тоже смастерить могу, но пока не до такой степени отчаялся.
Здесь зря время трачу. Электросварщики одни нужны нашей стране – я не знаю, куда они делись. Только на одном из столов мелькнуло объявление о юридическом деле. Я сам по себе не депрессивный человек, умею радоваться жизни. Но сейчас только дача отвлекает от неправильных мыслей. Вы посмотрите вокруг – люди ходят грустные. С кислыми лицами. Многие гораздо старше меня. Какая тут экономическая ситуация – все понятно.
Елена, 52 года
Я всю жизнь была главным бухгалтером, всегда были в подчинении люди. В 1989 году, когда началось кооперативное движение, я туда попала случайно и сразу стала главным специалистом. Сложные для страны годы прожила относительно безбедно, зарабатывала даже больше, чем муж.
Просыпалась с цифрами, сидела весь день с цифрами и с цифрами засыпала. Работала напряженно, но мне это нравилось. Вспоминала, что надо отвлечься, перекусить, только когда болел желудок. Последние годы весь груз финансовой отчетности сразу трех компаний лежал на мне. До сих пор отойти не могу.
Когда в середине мая у меня родился второй внук, мне захотелось что-то поменять, уйти от цифр. Мозг мой устал. Я уволилась. Съездила отдохнуть. Деньги кончились – встала на биржу труда, чтобы хоть какие-то были финансы.
Я бы хотела что-то административное: работать с людьми, решать кадровые вопросы, быть помощником руководителя – встречи, переговоры… Социальным работником я не смогу быть. Это нужно быть весь день на ногах, я не в том возрасте уже. Плюс это опять копейки.
Я всегда искала работу только через интернет, там выставляла свои резюме. Сюда я попала впервые – направил фонд занятости. Но ничего для себя тут не нашла: тут рабочие специальности предлагают – механики, грузчики, посудомойки, швеи. Молодежи тут практически нет. В основном, мои ровесники. Отправлю резюме на "Авито".
Здесь предложили стать страховым агентом, обещали приличный заработок и свободный график. У меня мама была страховым агентом – бегала по квартирам как умалишенная. Я отказалась. Но выкручиваться как-то придется. Правда, в 52 года работу, наверное, не меняют. В моем возрасте никуда уже не попадешь.