ВАРШАВА, 10 окт – РИА Новости. Анджей Вайда был внушительным образцом глубокого патриотизма, сравнимым с поэтом, деятелем национального движения Адамом Мицкевичем, он казался вечным, заявил польский режиссер Кшиштоф Занусси в связи с кончиной коллеги.
"Ушел из жизни внушительный образец патриотизма, понимаемого так глубоко, как когда-то его понимал (писатель Стефан) Жеромский, а раньше – (Адам) Мицкевич и другие великие люди, которые развивали такую позицию нации и к которым также относится Вайда", — сказал Занусси агентству PAP.
Режиссер отметил, что новость о смерти коллеги для него очень печальна и ему трудно комментировать это событие. "Не стало человека невероятного формата. Культурной знаменитости. Это смерть пришла не вовремя", — добавил он, говоря о выдвижении последней картины Вайды на премию "Оскар".
"Мы знали друг друга очень хорошо, мы были соседями. У меня всегда было такое впечатление, что он вечен. И сейчас такое разочарование, это не укладывается в голове", — заключил Занусси.
В конце сентября оскаровская комиссия Польши выдвинула последнюю картину Вайды "Послеобразы" ("Powidoki") на "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке". Ранее четыре фильма Вайды уже попадали в число номинантов — "Земля обетованная", "Барышни из Вилько", "Человек из железа", "Катынь".
Также режиссер, сценарист и продюсер Вайда (1926 — 2016) снял знаменитые фильмы "Канал", "Пепел и алмаз", экранизацию "Сибирская леди Макбет" по Лескову, "Бесы" по Достоевскому, "Пилат и другие" по Булгакову. Творчество режиссера, помимо "Оскара" за вклад в мировое кино, отмечено премией "Сезар" (1982), многочисленными наградами Каннского, Венецианского и Берлинского кинофестивалей.