Оливер Стункель, профессор международных отношений в Фонде Жетулио Варгаса (FGV) в Сан-Паулу, эксперт клуба "Валдай" специально для МИА "Россия сегодня"
В ближайшие недели взоры наблюдателей от Москвы до Бразилиа будут нацелены в сторону Соединенных Штатов, где избирателям предстоит сделать жесткий выбор между двумя совершенно разными кандидатами на пост президента.
Хиллари Клинтон олицетворяет либеральную гегемонию, в то время как Дональд Трамп предлагает более изоляционистскую модель, которая предусматривает ослабление значимости таких ключевых основ внешней политики США, как продвижение демократии и поддержание военных альянсов.
В частности, Клинтон скорее всего постарается положить конец любым разговорам об упадке США, приняв на вооружение воинственную внешнюю политику, которая создаст серьезные проблемы для стран БРИКС, особенно Китая и России.
В истории периоды перехода власти от одного лидера к другому наиболее часто вызывали конфликты, и теперь мы стоим на пороге исторического сдвига маятника власти от Запада к Азии. Последствия этого все чаще ощущаются в мировой политике.
Запад медленно теряет свою выдающуюся способность определять глобальную повестку дня. Мы настолько привыкли к этому, что даже трудно представить себе мировую политику, где Запад больше не доминирует.
На протяжении более ста лет концентрация экономической мощи позволила Западу, несмотря на незначительную долю населения земного шара, инициировать, легитимировать и успешно проводить политику в области экономики и безопасности. С точки зрения наблюдателей на Западе незападные акторы вряд ли вообще когда-либо могли играть конструктивную роль в управлении мировой политикой.
Как следствие, от Вашингтона до Брюсселя будущее миропорядка, уже неподвластное Западу, часто рассматривается как хаотическое, дезориентирующее и опасное. Действительно, подавляющее большинство экспертов в области международных отношений в Соединенных Штатах считают, что относительное ослабление мощи США будет иметь крайне негативные последствия для всего мира.
Как бы то ни было, понимание Западом современного порядка, его нынешней формы и будущего развития весьма ограничено, поскольку Запад стремится представить "пост-западный мир" с местечковой, западно-центристской точки зрения.
Западноцентризм ведет нас к недооценке не только той роли, которую незападные акторы играли в прошлом и играют в современной международной политике, но и той конструктивной роли, которую они, возможно, будут играть в будущем.
При державах, подобных Китаю, производящих все больше глобально значимых товаров, пост-западный порядок не обязательно станет более жестоким или нестабильным, чем нынешний глобальный миропорядок.
Действительно, вместо прямой конфронтации с существующими институтами, восходящие державы во главе с Китаем потихоньку закладывают первые кирпичики того, что мы можем назвать "параллельным порядком", который на первом этапе будет дополнять, а потом, возможно, бросать вызов нынешним международным институтам.
Этот порядок уже в процессе формирования; в него входят, среди прочего, такие институты, как Новый банк развития под управлением БРИКС и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (в дополнение к Всемирному банку), Универсальная кредитная рейтинговая группа (в дополнение к Moody’s и S&P), платежная система China UnionPay (в дополнение к Mastercard и Visa), CIPS (в дополнение к SWIFT) и БРИКС (в дополнение к G7), а также многие другие проекты. Примечательно, что Россия участвует в большинстве из этих инициатив.
Данные структуры не появились бы на свет, если бы Китай, Россия и другие страны не имели принципиально новых идей относительно того, как реагировать на глобальные вызовы, изменить глобальные правила и нормы. Более того, они создали эти институты, чтобы лучше управлять своей властью и демонстрировать свою силу, также, как это делали западные акторы до них. Они отчасти появились из-за неспособности существующих институтов адекватно интегрировать восходящие державы.
Следуя осторожной стратегии, восходящие державы продолжат инвестировать в существующие институты, признавая их силу в современном порядке. Но они будут пытаться изменить иерархию в системе, чтобы получить привилегии, которыми до настоящего времени пользовались только Соединенные Штаты.
В последние годы этому неоднократно противостояла Россия. Более того, избегая упрощенных крайностей или конфронтации, создание нескольких новых институтов позволит высшему руководству в Москве действовать более гибко соответствии со своими национальными интересами, как это делали западные державы десятилетиями.
Оливер Стункель преподает международные отношения в Институте Getúlio Vargas (FGV) в Сан-Паулу, Бразилия. Его новую книгу "Пост-западный мир" недавно опубликовало Polity Press.