ПЕКИН, 4 окт — РИА Новости, Иван Булатов. Вопросы и споры по Южно-Китайскому морю должны решаться исключительно за счет диалога вовлеченных сторон, заявил в интервью российским СМИ посол России в Китае Андрей Денисов.
"Безусловно, не подлежит обсуждению, аксиома, никто с этим не спорит, что эти вопросы должны решаться исключительно политико-дипломатическими средствами за столом переговоров, в рамках диалога, политических, исторических, юридических аргументов, предлагаемых сторонами, и, в конечном счете, определяющим фактором является и уровень отношений между странами", — сказал Денисов.
У Китая и ряда стран региона — Японии, Вьетнама и Филиппин — есть разногласия по морским границам и зонам ответственности в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. КНР считает, что Филиппины и Вьетнам сознательно используют поддержку США для эскалации напряженности в регионе.
При этом российский посол отметил, что позиция России по этому вопросу проста и последовательна. "Наша позиция достаточно проста и хороша своей простотой, ясностью и последовательностью. У нас нет необходимости ее как-то менять, пересматривать, уточнять", — сказал Денисов. Посол России в Китае подчеркнул, что споры по Южно-Китайскому морю должны решаться без участия стран, которые не вовлечены в них напрямую.
"Но эти проблемы должны обсуждать и решать те страны, которых они непосредственно касаются, потому что вмешательство третьих сил, разного рода советчиков, разного рода любителей, так сказать, подтолкнуть под локоть ту или иную сторону откуда-то извне, оно, как правило, практически всегда, является неконструктивным, потому что служит гирькой, склоняющей на весах ситуацию в ту или иную сторону, а этого в принципе быть не должно, страны сами должны регулировать такого рода вопросы", — добавил он.
Постоянная палата третейского суда в Гааге 12 июля постановила, что Китай не имеет оснований для территориальных притязаний в Южно-Китайском море в пределах "девятипунктирной линии". Кроме того, суд решил, что спорные территории архипелага Спратли (Наньша) островами не являются и исключительную экономическую зону не образуют. Китай уже ответил, что не считает действительным решение арбитража, не признает и не принимает его.