МОСКВА, 4 окт – РИА Новости. Окситоцин, гормон семейного счастья, оказался не только связан с приятными ощущениями от семейной жизни, но и с повышенным уровнем религиозности и духовности, говорится в статье, опубликованной в журнале Social Cognitive and Affective Neuroscience.
"Духовность и медитации уже связывались с улучшением состояния здоровья и самочувствия человека другими группами ученых. Мы заинтересовались тем, какие биологические факторы могут усиливать эти духовные переживания. Окситоцин, как оказалось, является той частью нашего тела, которая укрепляет наши религиозные чувства и верования", — заявила Пэтти ван Каппеллен (Patty van Cappellen) из университета Дьюка в Дареме (США).
За последние годы ученые раскрыли множество неожиданных сторон окситоцина, который, как считалось ранее, отвечал лишь за чувства к противоположному полу и включение "программы материнства" в организме женщины. В частности, выяснилось, что его концентрация в организме влияет на доверчивость человека, сплачивает коллективы и делает их более враждебными к окружающим, защищает организм от опьянения и влияет на наш мозг и тело десятками других путей.
Капеллен и ее коллеги заинтересовались этим необычным гормоном по той причине, что он, по сообщениям других ученых, укрепляет эмпатию, альтруизм и заставляет человека теснее общаться с окружающими. Они предположили, что нечто похожее может происходить и с религиозными убеждениями и чувствами.
Для проверки этой гипотезы ученые собрали группу из 80 добровольцев-мужчин в среднем возрасте, которых они пригласили "протестировать" новый спрей для носа и принять участие в групповой медитации. В половине случаев этот "спрей" представлял собой раствор окситоцина, а в других – обычную воду.
До и после медитации ученые опрашивали добровольцев на предмет их религиозных взглядов, их отношения к вере и духовности, а также к ряду других вещей, касающихся их представления о месте человека во Вселенной.
Как показал это эксперимент, молодые люди, которые получали дозы окситоцина, чаще ощущали необходимость в духовности и считали всех людей связанными друг с другом незримыми связями и религией, чем те участники опытов, чей спрей не содержал гормона. Удивительным образом, этот эффект сохранялся как минимум на протяжении недели после того, как добровольцы приняли участие в опытах.
Что интересно, окситоцин действовал на добровольцев неодинаковым образом – у сила духовных переживаний и яркость впечатлений во время медитации, как выяснили Капеллен и ее коллеги, зависела от того, какие мутации содержал в себе ген CD38, отвечающий за распознавание молекул окситоцина нервными клетками. Различия в его структуре, как считают ученые, могут объяснять то, почему во всех обществах мира есть как глубоко верующие, так и неверующие люди.