Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня".
В воскресенье, 2 октября в Венгрии состоялся общенациональный референдум. Гражданам предлагалось сказать "да" или "нет" безусловному выполнению страной требований Евросоюза по размещению беженцев — согласно квотам, определяемым Брюсселем и без согласия национального парламента. Результат получился неоднозначный.
Но, в то же время, впечатляет распределение голосов: "нет" квотам Евросоюза сказали 98,33% проголосовавших граждан Венгрии, "да" — только 1,67%. Таким образом, премьер-министр страны Виктор Орбан, воспротивившийся миграционной политике ЕС и инициировавший этот плебисцит, заручился поддержкой более 3,28 миллиона своих сограждан — из 8,26 миллиона, внесенных в списки для голосования.
Сам Орбан назвал результаты референдума "выдающимися" и заявил, что европейским политикам стоит принять их во внимание и "не навязывать Венгрии свою волю".
Демарш Будапешта
В 2015 году Европейская комиссия распространила план по распределению беженцев с Ближнего Востока и Африканского континента между государствами-членами ЕС. Согласно ему, каждая из 28 стран обязана принять строго установленное число мигрантов. Однако не все члены Евросоюза поддержали этот документ — наиболее активно против обязательных квот Брюсселя выступила Вышеградская четверка, куда входят Чехия, Словакия, Венгрия и Польша, а также Румыния.
Премьер-министр Виктор Орбан пошел еще дальше и, чтобы заручиться народной поддержкой, инициировал состоявшийся в воскресенье референдум. Несмотря на то, что плебисцит, по сути, провалился, он считает, что Брюссель обязан принять во внимание его результаты.
"Хотя высокий процент сказавших "нет" квотам Евросоюза и впечатляет, но это все-таки не тот результат, на который изначально рассчитывал Виктор Орбан. И теперь ему остается больше "давить" на моральные факторы, нежели на юридические", — полагает политолог Евгений Минченко.
Виктор Орбан заявил также, что будет добиваться изменения конституции страны — с тем, чтобы отменить пятидесятипроцентный барьер для референдумов.
Вряд ли это поможет главе венгерского правительства в его противостоянии с властями Евросоюза, сказал РИА Новости эксперт Российского совета по международным делам (РСМД), заведующий кафедрой интеграционных процессов МГИМО (У) МИД России Николай Кавешников. Измененная конституция не может действовать "задним числом", и придется проводить новый референдум.
"Даже если бы референдум был признан состоявшимся и дал результат, который хотел Виктор Орбан, все равно это никоим образом не изменило бы существующие юридические обязательства в части тех полномочий, которые переданы в ведение Европейского союза, и обязательств по исполнению тех решений, которые были приняты Евросоюзом", — говорит Николай Кавешников.
Европа снова разделилась на Запад и Восток
Однако проблема отнюдь не только в позиции одного Будапешта — просто, в отличие от некоторых других стран, он протестует открыто.
"Политика ЕС по урегулированию миграционного кризиса действительно является неэффективной, и свидетельство того не столько действия Венгрии, сколько действия и политика целого ряда других стран ЕС. Решения о перераспределение мигрантов не выполняются не только Венгрией, но и очень многими другими странами ЕС, просто эти страны не кричат об этом, а тихо саботируют процесс", — утверждает Николай Кавешников.
"Возникли разногласия между шестеркой основателей ЕС (Франция, Германия, страны Бенилюкса, Италия), традиционно щепетильной в вопросах прав человека, и недавними странами соцлагеря, где отношение к этим проблемам несколько иное. На Востоке Европы несколько по-другому, я бы сказал, более хладнокровно относятся к нуждам и несчастьям беженцев, чем на Западе. В этой нравственно-психологической плоскости и лежат глубинные причины расхождений в позициях, касающихся мигрантов", — говорит ученый.
Будущее туманно
Никто из экспертов не берется прогнозировать дальнейшее развитие ситуации противостояния Будапешта с Брюсселем, однако все склоняются к предположению, что политический торг между ними может затянуться на неопределенное время, и не исключено, что в него будет втягиваться все большее число стран.
"Если подходить строго формально, то Венгрия вполне может быть исключена из Европейского союза — тем более, что глава МИД Люксембурга Жан Ассельборн уже призывал к этому. Однако ЕС и так в кризисе, потому вряд ли кто-то решится на такой шаг. Однако дополнительный риск состоит в том, что при формальном сохранении Евросоюза начнет происходить демонтаж общего пространства. Так что, простых решений тут нет", — говорит Евгений Минченко.
Политолог только что вернулся из Великобритании, где провел серию встреч с политиками из разных лагерей, но никто из них так и не сумел объяснить, каким может быть реальный план по выходу страны из ЕС, а главную концепцию можно обозначить как "тянуть до последнего".
"Ситуацию в Евросоюзе можно представить так: у больного высокая температура, все это видят и знают, но никто не понимает, как его лечить", — говорит Евгений Минченко.